Бизнес, 07 дек 2021, 10:00

Владелец «Трансконтейнера» заявил, что РЖД отклонили до 50% его заявок

В последние месяцы РЖД не принимают до половины заявок «Трансконтейнера» на перевозку грузов, заявил РБК владелец оператора Сергей Шишкарев. Но компания ведет постоянный диалог с естественной монополией
Читать в полной версии
(Фото: Михаил Гребенщиков / РБК)

В последние месяцы происходит «достаточно странная история» с выдачей разрешений на перевозку по сети РЖД: до половины заявок «Трансконтейнера» просто не принимаются по различным причинам, заявил в интервью РБК совладелец группы «Дело» (контролирует «Трансконтейнер») Сергей Шишкарев.

«Мы не можем провести заявленный объем», — признал он. По его словам, так быть не должно и компания находится в диалоге с РЖД: «У нас есть постоянно действующее соглашение, мы постоянно на это указываем».

«Трансконтейнер» — крупнейший в России контейнерный железнодорожный оператор. Группа «Дело» приобрела его контрольный пакет у РЖД в конце 2019 года за 60 млрд руб., обойдя на аукционе структуры Романа Абрамовича и Владимира Лисина.

«Ни о какой дискриминации «Трансконтейнера» не может быть и речи», — парирует замгендиректора РЖД Алексей Шило (его слова РБК передала пресс-служба). Он подчеркнул, что госмонополия действует в строгом соответствии с правилами недискриминационного доступа (утверждены правительством в 2003 году): при превышении пропускной и провозной способности инфраструктуры на каком-либо направлении прием груза к перевозке уменьшается для всех грузоотправителей пропорционально.

По словам Шишкарева, РЖД не удовлетворяют заявки на перевозку не только «Трансконтейнера», но и других участников рынка. «В целом происходит ситуация, когда значительное количество заявок у всех не удовлетворяется», — отметил он.

Причина «урезания» одна — заявки операторов многократно превышают квоты по пропуску контейнерных поездов, установленные Китаем, и не всегда подкреплены грузовой базой, объясняет замглавы РЖД.

Однако на некоторых транзитных направлениях «эксклюзивно» работают перевозчики, аффилированные с РЖД, по сниженному тарифу, замечает Шишкарев. «Для меня это нонсенс. Нужно открывать эти маршруты для других игроков, тогда поедет больше контейнеров и поездов. Начнется конкурентная борьба в хорошем смысле, более интенсивно заработают погранпереходы», — уверен он.

После приватизации «Трансконтейнера» РЖД создали нового контейнерного оператора «Бизнес Актив». Шишкарев считает, что указаний на запрет создания конкурента в аукционной документации не было, но «это подразумевалось». «Я тут больше верю купеческому слову. Мы шли на честный конкурс, поэтому, заплатив цену, по оценкам специалистов, выше, чем она казалась, мы рассчитывали, что подобных инициатив по созданию конкурента в рамках РЖД не будет», — пояснил он.

Комментируя создание «Бизнес Актива», замглавы РЖД напомнил, что этот оператор создан, потому что госмонополия заинтересована в дальнейшем развитии контейнерных перевозок в России. «Мы никогда не заявляли, что РЖД не будут сохранять и развивать компетенции в контейнерном бизнесе», — подчеркнул Шило.

Тем не менее совладелец «Дела» относится к появлению нового конкурента «абсолютно нейтрально». «Конкуренция заставляет быстрее ноги передвигать. Но, с другой стороны, сегодня такой рынок, который абсорбирует абсолютно все инициативы и все попытки насытить его фитинговыми платформами и контейнерами. Я думаю, что догнать нас будет очень сложно, но конкурировать с нами можно и нужно», — заключил Шишкарев.

Pro
Налоги в 2025 году: что важно знать инвесторам в акции, облигации, ПИФы
Pro
Русский Куршавель: как инвестировать в недвижимость на Алтае
Pro
Аттестация без негатива, обид и страха: 10 правил оценки персонала
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Крипта «ракетит» после победы Трампа. Пробьет ли биткоин $100 тыс.
Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
Как малоизвестный китайский производитель смартфонов покорил рынок Африки
Pro
Глупцы на Олимпе. Почему компании меньше платят сотрудникам с высоким IQ