Бизнес, 08 мар, 00:07

В Москве возникли проблемы с оплатой алкоголя и сигарет картой

В московских магазинах у покупателей возникли проблемы с покупкой алкоголя и сигарет, кассиры связывают это со сбоем ЕГАИС, однако в Росалкогольтабакконтроле опровергают проблемы с системой
Читать в полной версии
Фото: Владимир Гердо / ТАСС

У покупателей в столичных магазинах возникла проблема с покупкой алкоголя и сигарет. Так, корреспондент РБК не смог приобрести алкоголь — ни вино, ни крепкие напитки — в торговых сетях «Пятерочка», «Бристоль» и «Винлаб». Кассиры заявили о проблемах с ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система), но в Росалкогольтабакконтроле это опровергли.

Другому корреспонденту РБК удалось купить вино в «Винлабе», однако покупателям в этом магазине не смогли продать крепкий алкоголь. В «Бристоле» при этом корреспондент не смог купить и вино.

Телеграм-канал Mash сообщает о массовом сбое платежных терминалов в Москве. По его данным, продавцы связывают это с возможной хакерской атакой или проблемами на серверах системы Росалкогольтабакконтроля.

На сайте ЕГАИС говорится, что система функционирует в штатном режиме.

Это не первый случай подобных проблем с ЕГАИС: перед майскими праздниками в 2022 году производители и дистрибьюторы алкоголя не могли отгружать продукцию клиентам, сообщали «Ведомости». По данным издания, речь шла о DDoS-атаках на сайты ЕГАИС. О своей причастности к ним заявила «команда энтузиастов кибербезопасности» Disbalanser, поддерживающая Украину. У ретейлеров, однако, тогда таких проблем с продажей алкоголя не возникло.

В Росалкогольтабакконтроле также заявляли, что ЕГАИС работает штатно. «У ряда организаций может увеличиться время ожидания ответов системы о фиксации документов по причине высокой загрузки каналов провайдеров», — сказал представитель службы, не уточнив, о каких именно провайдерах идет речь.

ЕГАИС работает в России с 2006 года. Система была создана для государственного контроля над производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. С 1 июля 2006 года информацию в ЕГАИС обязаны фиксировать все производители крепкого спиртного. С 1 января 2016-го это требование распространилось на оптовые компании, а с 1 июля 2016-го — на магазины и рестораны.

Чтобы использовать ЕГАИС, компаниям требуются криптоключ JaCarta и квалифицированная электронная подпись, которая обновляется ежегодно.

Когда кассир пробивает продукцию, информация со штрихкода товара, внесенная в ЕГАИС, отправляется для проверки на сервер Росалкогольтабакконтроля. Если проверка успешно пройдена, система формирует уникальный QR-код для чека и продукция отпускается покупателю. По этому QR-коду покупатель может проверить подлинность продукции и ознакомиться с другими данными о ней, внесенными в ЕГАИС.

Pro
Выгоревшим сотрудникам еще много лет платят меньше, выяснили ученые
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
Диета как инвестиционный портфель: какие продукты — хорошие активы
Pro
Обыск или выемка: почему необязательно давать пароли от личных устройств
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
Чат-бот в каждый дом: зачем бигтехам масштабная ИИ-революция
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент