Бизнес, 08 июн 2015, 17:06

В мае продажи автомобилей в России упали более чем на треть

За май 2015 года продажи новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (LCV) упали до 125,8 тыс. штук, что на 37,7% ниже, чем в мае 2014 года, свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса
Читать в полной версии
Фото: Катерина Кочетова для РБК

​Падение продаж новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (LCV) вновь несколько замедлилось, сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Если в марте 2015 года авторынок сократился в годовом исчислении на 42,5%, а в апреле — на 41,5%, то в мае падение замедлилось до 37,7%. Всего в январе—мае 2015 года было продано около 641,9 тыс. автомобилей, в том числе в марте 125,8 тыс. штук.

По словам председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, ​чьи слова приводятся в пресс-релизе, на первый взгляд май не продемонстрировал видимого улучшения. В то же время, уточняет он, из-за снижения банковских ставок и цен на новые автомобили отмечается умеренное возобновление общей потребительской активности. «Маловероятно, что это относительное улучшение существенно повлияет на рынок, но оно должно способствовать замедлению снижения продаж по сравнению с аналогичными периодами прошлого года в ближайшие недели и месяцы», — пояснил он.

Худшим в истории российского авторынка пока остается май 2009-го, когда продажи автомобилей рухнули сразу на 58%, до 119,4 тыс. штук. В этом году худшим для российского автопрома стал март — минус 42,5%.

«То, что мы сейчас видим в статистике, — давно предсказанный обвал потребительского спроса, вызванный ажиотажными покупками в конце прошлого года и дополненный значительным ростом цен в начале этого года. Рано или поздно ситуация стабилизируется, но это время еще не пришло», — заявлял по итогам падения в марте Шрайбер.

«Продажи доступных автомобилей в значительной степени восстановились благодаря программе льготного кредитования. Средний ценовой сегмент, а теперь уже и некоторые премиальные бренды тянут рынок вниз. Расширение действия программы на автомобили ценой до 1,5 млн рублей помогло бы исправить этот перекос. Начавшееся ослабление рубля также может стать причиной оживления спроса, так как покупатели приходят к пониманию того, что снижения цен на автомобили ждать больше не имеет смысла», — сказал РБК Алексей Шапкин, директор дилерского центра «Audi Центр Север».

Не дороже $10 тысяч: десять самых популярных в кризис автомобилей
Фотогалерея

За 2014 год россияне купили 2,49 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 10,3% меньше, чем годом ранее. Согласно текущему прогнозу АЕБ, в 2015 году продажи новых легковых автомобилей в России сократятся еще на 24%, до 1,89 млн штук.

«АЕБ планирует обновить свой годовой прогноз для рынка легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в следующем месяце одновременно с объявлением результатов продаж в июне», — отмечается в сегодняшнем сообщении ассоциации.

Лидером на российском авторынке в мае 2015 года остался АвтоВАЗ, однако продажи автомобилей Lada, по подсчетам АЕБ, упали в годовом исчислении на 33%. Ранее сам АвтоВАЗ сообщил, что продажи его автомобилей в январе—мае 2015 года упали в годовом исчислении на 30%, однако при этом занятая автомобилями Lada доля авторынка России выросла до 18,7%.

Всего в мае россияне купили 22,857 тыс. автомобилей Lada. Это даже меньше, чем машин под брендами Hyundai и Kia: первых за месяц в России было продано 13,6 тыс. штук (на 13% меньше, чем годом ранее), а вторых — 12,35 тыс. штук (минус 27%). Продажи двух других участников топ-5 упали сильнее: у Renault они сократились на 42% (до 9,446 тыс. штук), а у Nissan — на 38% (до 7,854 тыс. штук).

Главными аутсайдерами месяца стали такие бренды, как Chrysler и SsangYong (минус 88% у каждого), Jeep и Volvo (минус 82%), Subaru (минус 81%), Peugeot (минус 76%), Opel (минус 73%), Mazda (минус 68%) и Chevrolet (минус 61%).

В марте 2015 года GM объявила о том, что подконтрольная ей марка Opel покинет Россию полностью, а Chevrolet оставит в России только премиальные модели Corvette, Tahoe и Camaro. Сборка автомобилей на калининградском «Автоторе» уже прекращена, ожидается, что до конца июня будет законсервирован завод в Санкт-Петербурге, а сборка автомобилей GM на ГАЗе завершится до конца года.

Снижением продаж отметились и остальные крупные автобренды: Citroen — на 70% (с 1,45 тыс. до 438), Ford — на 31% (с 4 тыс. до 2,78 тыс.), Volkswagen — на 48% (с 10,675 тыс. до 5,55 тыс.) и так далее.

Нарастить продажи смогли только smart, продавший втрое больше машин, чем в мае 2014 года (75 вместо 26), и УАЗ, показавший прирост 8% (3,853 тыс. машин вместо 3,559 тыс.)

Статус главного бестселлера российского авторынка по итогам мая 2015 года впервые с января завоевал Hyundai Solaris, потеснивший с первого места Lada Granta. «Корейцев» за май было продано свыше 10,6 тыс. (плюс 8,8%), тогда как самой продаваемой из моделей АвтоВАЗа — менее 8,5 тыс. (минус 34,5%). На третьем месте оказалась Kia New Rio, которая снизила продажи с 8,5 тыс. до 7,46 тыс. машин.

Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Второй «пузырь доткомов»: как может выглядеть крах ИИ
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Греция оправилась от кризиса. Почему рост не спасает ее от бедности