Обвал рубля, 08 июн 2015, 21:55

Автодилеры предсказали новое повышение цен на машины

Российский авторынок в мае улучшил статистику, но продажи автомобилей продолжат снижаться. Участники рынка не готовы продолжать скидочные программы и готовятся повышать цены летом и осенью
Читать в полной версии
(Фото: ТАСС)

Падение замедлилось

В мае в России было продано 125,8 тыс. новых автомобилей и единиц легкового коммерческого транспорта (LCV)  — это на 37,7% меньше, чем год назад, сообщила в понедельник Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Суммарный объем рынка за пять месяцев — около 641,9 тыс. автомобилей, в прошлом году за это время было продано более 1 млн штук (-37,7%).

В мае российский авторынок немного улучшил статистику: в марте и апреле, относительно прошлогодних результатов, глубина падения была более 40%. Но в абсолютных величинах рынок продолжает падать: по сравнению с апрелем, в мае было продано машин на 5% меньше.

Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер тем не менее оптимистично смотрит в будущее. «На первый взгляд, — говорит он, — май не продемонстрировал видимого улучшения по сравнению со слабыми результатами продаж предыдущих месяцев этого года. В то же время благодаря постепенному снижению банковских ставок и цен на новые автомобили, поддержанных укреплением рубля, отмечается умеренное возобновление общей потребительской активности». Он полагает, что все это будет «способствовать замедлению снижения продаж».

Продажи доступных автомобилей в значительной степени восстановились благодаря программе льготного автокредитования (действует с 1 апреля до конца года), отмечает директор дилерского центра «Audi Центр Север» ГК «Рольф» Алексей Шапкин. Однако в противовес господдержке идут результаты продаж в среднем ценовом сегменте и некоторых премиальных брендов, которые, говорит Шапкин, тянут статистику рынка вниз. По его мнению, исправить перекос можно за счет расширения действия программы льготного автокредитования на автомобили ценой до 1,5 млн руб. (сейчас до 1 млн руб.).

Слабым спросом на дорогие машины, впрочем, проблемы российского авторынка не ограничиваются. Возможно, впереди ему придется столкнуться с очередной волной повышения цен на автомобили.

Скачок доллара и евро

Цены на автомобили активно росли в конце 2014 — начале 2015 года (около 40% по рынку в целом), когда рубль был на максимально низких уровнях. Но затем валютные колебания стабилизировались. Начиная с весны часть автопроизводителей снизили постоянные цены на машины, у других стали действовать спецпредложения.

Но теперь участники автомобильного рынка снова заговорили о росте цен. Рубль опять слабеет: только за последнюю неделю доллар прибавил около 3,5 руб., евро — почти 5 руб. — у автопроизводителей снова растут потери от курсовых разниц.

Если рубль продолжит падение, цены на автомобили снова начнут расти, считает президент ГК «Фаворит моторс» Владимир Попов. Этого не исключает и директор по развитию ГК «Автомир» Сергей Вятченков. По его мнению, коррекция может начаться во втором полугодии, когда будут оптимизированы складские запасы импортеров и дилеров.

В Россию машины поставляются из-за рубежа, как правило, с лагом около полугода. Из-за падения авторынка в начале этого года, у импортеров и дилеров сформировались большие складские запасы. Кроме того, автопроизводители еще не до конца скорректировали цены на машины после девальвации рубля, который продолжает слабеть, поясняет Вятченков. Весеннее снижение цен на некоторые бренды и спецпредложения в текущей ситуации считать устойчивым трендом ошибочно, говорит он: автопроизводители делают все это для того, чтобы быстрее распродать излишки на складах.

Автопроизводители свою ценовую политику не комментируют. Но собеседники в дилерских сетях признают, что для многих импортеров критической является отметка 57 руб. за доллар и 64 руб. за евро, после которой, вероятнее всего, последует корректировка отпускных цен на новые автомобили.

Рост цен на автомобили в начале года затормозил их продажи, однако, если машины снова подорожают, резкого обвала продаж уже не будет. По оценке Попова, объем минимальной потребности населения России в легковом транспорте составляет порядка 1,35–1,4 млн автомобилей в год — рынок уже замер возле этой отметки (если пересчитать текущие продажи в годовом исчислении). В будущем часть покупателей новых машин могут переключиться на автомобили с пробегом, добавил Попов.​

Как падает российский авторынок

37,7% составило падение российского авторынка в мае

125,8 тыс. новых машин было продано в России в мае 2015 года

201,5 тыс. — в мае 2014-го

58% составило падение рынка в мае 2009 года. Этот месяц остается худшим в истории российского авторынка

На 24% сократятся продажи автомобилей по итогам 2015 года, согласно прогнозу АЕБ

На 88% упали в мае продажи у Chrysler и SsangYong. Это худший показатель по всему рынку

8% роста показал в мае УАЗ (3853 машин против 3559 в прошлом году)

На 10% выросли продажи Lexus за пять месяцев 2015 года к аналогичному периоду 2014-го

22,9 тыс. автомобилей Lada было продано в мае. АвтоВАЗ остается лидером российского рынка

30% — на столько упали продажи АвтоВАЗа за пять месяцев 2015 года к аналогичному периоду 2014-го

10 654 машины модели Hyundai Solaris было продано в мае. Solaris стал самым продаваемым автомобилем, потеснив с первого места Lada Granta

Источник: АЕБ

Pro
Как малоизвестный китайский производитель смартфонов покорил рынок Африки
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
«Колонизировать» Белый дом: что Илон Маск получит от президентства Трампа
Pro
«В постоянном поиске». Как импортеры решают проблемы с платежами за рубеж
Pro
Вечные. Как экс-топ ЛУКОЙЛа продает жизнь после смерти за ₽10 тыс.
Pro
Русский Куршавель: как инвестировать в недвижимость на Алтае