Бизнес, 08 июн 2021, 08:30

Эксперты отметили рекордный уровень конфликтности в российском бизнесе

Снятие карантинных ограничений в начале 2021 года привело к рекордному росту конфликтности бизнес-среды в России — компании принялись разрешать отложенные споры и продвигать приостановленные проекты
Читать в полной версии
Фото: Brendon Thorne / Bloomberg

Уровень конфликтности деловой среды в России в первом квартале 2021 года не просто продолжил расти, но достиг рекордных показателей за все время наблюдений, с 2017 года. К такому выводу пришли эксперты инвестиционной компании А1 и Московской школы управления «Сколково», которые разработали Индекс конфликтности деловой среды. С результатами исследования ознакомился РБК.

Индекс рассчитывается по формуле, которая учитывает динамику судебных корпоративных споров, сообщения СМИ о корпоративных конфликтах и изменение числа крупных компаний на рынке. Авторы отметили, что в расчет индекса А1 не включена статистика по уголовным делам против предпринимателей из-за невозможности однозначно выделить дела, относящиеся именно к корпоративным спорам.

В течение трех кварталов 2019 года индекс конфликтности деловой среды в России понижался с 1,93 по итогам четвертого квартала 2019 года до 1,15 в третьем квартале 2020 года. Однако последний квартал прошлого года показал повышение индекса конфликтности до 1,48.

Рост индекса уверенно продолжился в январе—марте этого года, в результате он достиг значения 1,96, что стало рекордом. Немногим меньше индекс конфликтности был в четвертом квартале 2019 года — 1,93.

Эксперты назвали несколько причин для взрывного роста числа корпоративных конфликтов:
  • Российская экономика, судебная система, органы власти вышли из «пандемического режима», в котором они пребывали с весны 2020 года. Бизнес смог начать выполнение всех ранее отложенных из-за пандемии планов, в том числе по слияниям и поглощениям, судебным искам, интенсивному корпоративному строительству.
  • Способствует росту уровня конфликтной активности и волна банкротств, накрывшая ряд секторов российского бизнеса в конце 2020 года и не спадающая по сей день. Банкротства — как реальные, так и фиктивные — становятся все более важным фактором в корпоративных отношениях и бизнес-процессах.
  • Из-за банкротств и ухода с рынка сократилось количество компаний, которые по своим финансовым показателям подходят для критериев Индекса А1. Если в начале 2017 года таких компаний в России было более 350 тыс., то четыре года спустя их число впервые опустилось ниже 250 тыс.

В исследовании говорится, что крупные и средние корпоративные конфликты в начале 2021 года «буквально взорвали СМИ» — количество их упоминаний возросло более чем на 50% по сравнению с показателями конца прошлого года. Среди самых громких историй, на которые обратили внимание эксперты, — конфликт вокруг одной из крупнейших золотодобывающих компаний Petropavlovsk и разбирательства наследников и партнеров бизнесмена Дмитрия Босова.

Рост конфликтности бизнес-среды был отмечен в 80% регионов России, причем в 15 из них индекс вырос более чем на 100%.

«К привычным лидерам по конфликтной среде — Москве, Крыму, Ярославлю — добавились Свердловская область и Кабардино-Балкария», — отмечают эксперты. При этом прогноз развития индекса в 2021 году они дали стабильно понижающий.

«Как мы уже предполагали ранее, российскую экономику всю первую половину года будет накрывать волна конфликтов, которая схлынет, по нашим прогнозам, к концу года, и экономика войдет в нормальное русло. Если только его не перекроет очередная волна коронавируса», — предсказали эксперты.

Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist