Обвал рубля, 08 июл 2015, 14:32

Падение продаж автомобилей в России замедлилось

За июнь 2015 года в России было продано около 140 тыс. новых автомобилей, что на 29,7% меньше, чем в июне 2014 года. По сравнению с маем продажи выросли, однако «расслабляться» пока рано, предупреждает глава АЕБ
Читать в полной версии
Фото: ТАСС

Падение продаж новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (LCV) вновь несколько замедлилось, сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Если в марте 2015 года авторынок сократился в годовом исчислении на 42,5%, в апреле — на 41,5%, а в мае — на 37,7%, то в июне падение замедлилось до 29,7%.

По словам председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, ​чьи слова приводятся в пресс-релизе, несмотря на то что результаты выглядят все менее драматичными, «пока нет повода расслабляться».

«Дела могли бы обстоять еще хуже, если бы не два фактора государственной политики, которые поддерживают рынок. Первый — это понижение ключевой ставки Центробанка, и второй — это продолжающаяся правительственная поддержка покупателей новых автомобилей (недавно увеличенная) как путем субсидирования ставок розничного финансирования, так и путем поддержки обновления подержанных и очень старых автомобилей», — пояснил Шрайбер.

Всего в январе—июне 2015 года в России было продано около 782 тыс. автомобилей, в том числе в мае около 140 тыс. Для сравнения, за первую половину 2014 года продажи составили 1,229 млн автомобилей.

«Настрой участников рынка на оставшиеся шесть месяцев года остается сдержанным. Основываясь на мнении своих членов, АЕБ обновила прогноз на 2015 год до 1,55 млн пассажирских и легких коммерческих автомобилей, что эквивалентно 36-процентному снижению продаж по сравнению с 2014 годом, закончившимся с результатом 2,49 млн автомобилей», — отметил Шрайбер.

По словам президента ГК «Фаворит Моторс» Владимира Попова, в июне рынок традиционно оживает после майских праздников. Он отмечает, что спрос также подстегнуло очередное ослабление рубля. «Население страны в период экономической нестабильности, как правило, держит накопления в валюте. В июне из-за курсовой разницы валютные цены на машины были ниже в среднем на 7%, чем в предыдущем месяце. Наконец, июнь был крайним месяцем первого этапа государственной программы утилизации и trade-in, при этом не было никакой информации о ее продлении: люди опасались, что она может закончиться, поэтому решили больше не откладывать покупку нового автомобиля со скидкой по программе», — говорит он.

Аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов считает, что темпы падения замедляются. Однако нужно учитывать, что в июне прошлого года на рынке уже было сильное падение (-17%) и это отчасти помогло улучшить результаты в этом году, напоминает он. «Также нарастить продажи автопроизводителям помогли государственные программы стимулирования спроса, снижение цен на автомобили и активные промоакции. Наконец, потребители стали понемногу привыкать к новым ценам после шока в начале года. АЕБ дает несколько пессимистичный прогноз. Если второе полугодие пройдет с той же динамикой, что и первое, то по году падение будет на уровне 25–30%», — подчеркнул он.

Лидером на российском авторынке в июне 2015 года остался АвтоВАЗ, однако продажи автомобилей Lada, по подсчетам АЕБ, упали в годовом исчислении на 12%. Ранее сам АвтоВАЗ сообщил, что продажи автомобилей Lada в июне 2015 года заметно выросли, превысив показатели предыдущих двух месяцев более чем на 15%, и при этом занятая автомобилями Lada доля авторынка России превысила 20%.

Всего в июне россияне купили 26 416 автомобилей Lada. На второе место вышли машины под брендом Kia, которых за месяц в России было продано 13 900 (на 18% меньше, чем годом ранее). Замыкают тройку лидеров машины Hyundai с результатом 12 300 в июне (-27%).

Продажи двух других участников топ-5 в годовом исчислении тоже упали: у Renault они сократились на 39% (до 9986 тыс.), а у Nissan — на 26% (до 8916).

Главными аутсайдерами месяца стали такие бренды, как Jeep (-79%), SsangYong (-75%), Great Wall (-73%), Citroen (-66%), Peugeot и Opel (-65%). Продажи Chevrolet сократились на 40%.

В марте 2015 года GM объявила о том, что подконтрольная ей марка Opel покинет Россию полностью, а Chevrolet оставит только премиальные модели Corvette, Tahoe и Camaro.

Снижением продаж отметились и остальные крупные автобренды: Toyota — на 35% (с 13 139 до 8495), BMW— на 34% (с 3247 до 2151), Volkswagen — на 38% (с 10 850 до 6769) и так далее.

Нарастить продажи смогли Smart (+61%), Lexus (+2%), Cadillac (+18%) и УАЗ, показавший прирост в 13% (3907 машин вместо 3460).

Статус главного бестселлера российского авторынка по итогам июня 2015 года вновь завоевала Lada Granta, нарастившая продажи на 8,3% и вытеснившая с первого места Hyundai Solaris (-12,5%). На третьем месте оказалась Kia New Rio, которая увеличила продажи с 8,7 тыс. до примерно 9 тыс. машин.

Pro
США проспали становление Китая. Что угрожает американской экономике
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
Сауны и ледяные ванны: как разные температуры влияют на наш организм
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Открыть компанию за рубежом для россиян все сложнее. Где шансы еще есть
Pro
Как внедрить ИИ и не потерять после этого бизнес — советы юристов
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»