«Обувь России» пошьет военную обувь на 500 млн руб.
Военный крен
Компания «Обувь России», один из крупнейших обувных производителей и ретейлеров, заключила контракт на производство и поставку военной обуви на сумму 500 млн руб., рассказал РБК генеральный директор компании Антон Титов. Заказчиком выступила компания «Ларгос», специализирующаяся на производстве обуви для подразделений армии, МВД, МЧС, работников охранных фирм, туристов и охотников. По контракту «Обувь России» поставит «Ларгосу» в первом полугодии 2017 года 200 тыс. пар военной обуви.
Поставленную компанией «Обувь России» партию предполагается продавать на коммерческом рынке, не исключена и реализация на тендерах, проводимых государственными ведомствами, говорит директор компании «Ларгос» Александр Талаш.
В этом году выручка компании «Обувь России» должна составить 10,5 млрд руб., говорит Титов. Исходя из этого доля в выручке компании от контракта составит примерно 4,5%. «В перспективе трех-четырех лет доля продаж военной обуви в выручке компании должна составить 15–18%», — заявил Титов. По его оценке, сейчас примерно 40–50% рынка специальной обуви приходится на розничный сегмент, остальные 50% — на госзакупки. «Нам интересны оба направления», — говорит Титов. В будущем «Обувь России» планирует участвовать в государственных тендерах напрямую.
С «Ларгосом» компания Титова начала сотрудничать весной этого года. Тогда она договорилась о поставке 50 тыс. пар до конца года.
Что такое «Обувь России»
По данным «Обувь России», в первом полугодия 2016 года выручка компании увеличилась на 7% и составила 4 млрд руб. Чистая прибыль выросла на 2,6% — до 401 млн руб. По данным Euromonitor International, в 2015 году «Обувь России» занимала девятое место среди обувных ретейлеров с долей рынка 0,8%. Лидерами рынка были «ЦентроОбувь» (5,5%), Adidas (3,9%), Kari (2,2%).
Компания владеет двумя фабриками: в Новосибирске и Бердске Новосибирской области совокупной мощностью 1 млн пар обуви в год.
Стабильная ниша
Рентабельность производства обуви для розничного и государственного сегмента примерно одинаковая, говорит Антон Титов. Александр Талаш с ним не согласен: по его оценке, прибыль от продажи обуви на государственном рынке составляет 10–15% от себестоимости, на коммерческом — до 50%.
«Продажи в натуральном выражении нашей компании в 2015 году сократились на 17%. А рынок специализированной обуви более стабильный, чем остальная розница», — объясняет Титов.
По данным Euromonitor International, в денежном выражении в 2015 году российский обувной рынок вырос на 11,2%, до 776,4 млрд руб. Однако в натуральном выражении рынок сократился на 12,4%, до 354,4 млн пар.
В условиях снижения покупательной способности частичная переориентация на производство специализированной обуви — хороший ход, считает управляющий инвестиционной компанией Falcon Advisers Игорь Кованов. Однако, по его словам, не каждая компания может пойти по этому пути, поскольку такая переориентация требует инвестиций.
С 2014 года по текущий момент «Обувь России» вложила в наращивание производственных мощностей 800 млн руб. и до конца этого года планирует проинвестировать еще 250 млн руб. Так, в 2015 году «Обувь России» удвоила производственные мощности, купив обувную компанию S-TEP, на балансе которой находится оптовая компания и обувная фабрика в городе Бердске Новосибирской области, писал РБК в ноябре 2015 года. Мощность фабрики, специализирующейся на спортивной, прогулочной обуви и обуви для туризма, на тот момент составляла 500 тыс. пар в год, говорил РБК Титов. В мае 2016 года на предприятии была запущена линия по изготовлению военной обуви.
Общий объем инвестиций «Обувь России» до 2022 года составит 5 млрд руб., из которых 2 млрд — собственные средства компании.
Неинтересная гонка
До сих пор опыт работы крупных одежных ретейлеров в государственном сегменте был неоднозначен. Игорь Кованов не слышал о подобных примерах. Как рассказал РБК генеральный директор Ralf Ringer Андрей Бережной, в 1990-е годы его компания занималась поставками обуви для Минобороны. По его словам, это были разовые сделки по 100–300 тыс. пар обуви. Однако от сотрудничества пришлось отказаться, поскольку, по словам Бережного, ключевым критерием являлась наименьшая цена. «Мы так работать не захотели, поскольку из-за низкой цены страдает качество продукции», — объясняет бизнесмен.
В мае президент и основатель компании Zenden Андрей Павлов говорил «Коммерсанту», что не гонится за объемами или госконтрактами и развивать обувной бизнес в рыночной среде намного интереснее.
Объем рынка специальной и военной обуви «Обувь России» оценивает в 150 млрд руб., или 50 млн пар. Крупнейшими производителями являются «БТК Групп» Таймураза Боллоева, «Фарадей» и «Паритет». Ранее в интервью «Интерфаксу» президент компании «Фарадей» Светлана Андрианова говорила, что мощности предприятия позволяют выпускать около 5 млн пар обуви в год.
На момент сдачи материала комментарии в компании «Фарадей» не предоставили. В «Паритете» отказалась отвечать на вопросы РБК.