Премия РБК, 08 ноя 2018, 10:37

Кирилл Варламов — РБК: «Кризис — естественное состояние для стартапа»

Кирилл Варламов, директор Фонда развития интернет-инициатив, куратор номинации «Стартапер» Премии РБК, рассказал о том, чем живут стартаперы в 2018 году, и поделился личным чек-листом для проверки живучести нового проекта
Читать в полной версии
Фото: Артем Голощапов для РБК

— Чем живет предпринимательская сфера в 2018 году?

— Уровень предпринимательской зрелости вырос за последние пять лет. Многие бизнесмены входят в этот круг по второму и по третьему разу, то есть уже с пониманием целей и задач.

На российском рынке по-прежнему не хватает денег в венчурной индустрии, поэтому проекты уезжают в иностранные юрисдикции в поиске инвестиций. Но мы видим и другой тренд: оживился интерес российских гигантов и корпораций к технологиям, к стартапам. Некоторые присматриваются к покупкам компаний. Рынок использования продуктов и сервисов получил новый виток: ретейл, банковская отрасль, сельское хозяйство — у них большой потенциал по оптимизации и внедрению цифровых технологий.

Многие технологии сейчас начинают выстреливать: то, что раньше было потенциально интересным, теперь реально используется — в рекрутменте, ЖКХ. В традиционных отраслях появляются стартапы, меняющие и перестраивающие рынок. Во многих сферах применяются технологии машинного обучения.

«Кризис в экономике — и угроза, и возможность»

— Как кризисные явления влияют на стартапы? Не откладывают ли начинающие предприниматели старт из-за кризиса?

— В кризис кто-то теряет работу, а кто-то — доходы и бизнес. Но это динамичный процесс. К примеру, в последние годы часть инвесторов перетекла из ставшего низкомаржинальным строительства в венчурную отрасль, которая мало зависит от ситуации в экономике.

Кризис — время, когда надо что-то делать, поэтому и обычных, и «поневоле» предпринимателей становится больше.

— Как должен действовать стартап в период кризиса?

— Кризис для стартапа — это естественное состояние, он всегда так живет. У него всегда только два сценария развития: рост или смерть.

Большинство стартапов живет в «предбанкротном» состоянии: проект бурно растет, но всегда тратит больше, чем зарабатывает, или растет естественным образом на 20% в год своими ресурсами. Однако в этом его природа. Есть такая поговорка: «Ничто так не стимулирует мозговую деятельность человека, как перспектива быть повешенным поутру». Кризис в экономике — это угроза и возможность. На спокойном рынке мало возможностей, а в кризис ломаются стереотипы, появляются новые сферы.

Ваш браузер не поддерживает вставку видео

Видео: Телеканал РБК

— Какие возможности появились у стартапов в 2018 году?

— Принят закон о телемедицине. При нашем участии внесены поправки в закон о ГЧП и концессиях. Теперь расходы на создание или модернизацию государственных ИТ-проектов могут взять на себя частные игроки рынка: издержки впоследствии окупят себя — закон предусматривает коммерциализацию продукта за счет дополнительных функций или сервисов. Это целый новый огромный рынок.

«Нет стресса — нет прорыва»

— У вас есть статистика: растет ли количество стартапов со временем?

— В 2013 году на рынке возникало порядка 700–1000 новых проектов. Мы видели рост до 2015 года, а в 2016 году заметили замедление. Сейчас роста нет. При этом последние пару лет ежегодно появляются около 10 тыс. новых проектов — столько проходит через «воронку» ФРИИ. Но повторюсь, лавинообразного движения больше нет.

— С чем связано замедление роста количества стартапов?

— Мы обнаружили ниспадающий вектор 2,5 года назад, начали исследовать феномен. Выяснилось, что есть огромная нехватка кадров. Нужно, чтобы в ИТ-отрасль приходили каждый год не 80 тыс. человек, а 200 тыс. Иначе мы можем потерять целые индустрии.

Мы как ФРИИ начали в этом направлении работать. В этом году запустили программу «Преобразование»: мы обучаем учителей в регионах, прогоняя их через курсы для начинающих предпринимателей, чтобы потом педагоги передавали эти навыки и знания своим ученикам.

Это огонь: мы учим преподавателей делать стартапы, получаем колоссальную обратную связь. У людей полностью меняется сознание, они по-другому начинают видеть свою работу с детьми и задают вопросы из серии: а что, так можно было?

В школах есть проектная работа — обычно там писали рефераты или, скажем, красили забор (что, я думаю, лучше реферата). Сейчас в эти часы дети видят новый мир, мир ИТ и возможность работать в команде, а не мечты о «Газпроме» или карьере чиновника.

— Как обстоит ситуация с умираемостью стартапов?

— Смертность стартапов должна быть: нет стресса — нет прорыва. Конечно, программы акселерации и поддержки помогают довольно серьезно снизить, как вы говорите, умираемость.

Здесь важно понимать три посыла.

Во-первых, смертность стартапа — абсолютно естественный процесс. Иногда это даже хорошо — люди получают невероятный опыт провала, очень ценный опыт. Однажды ФРИИ вложился в проект, а бизнес в итоге не полетел. Но предприниматель пришел еще раз, с новой идеей в сфере онлайн-торговли, и в этот раз проект взлетел. В этом году его продажи превысят 1,5 млрд руб.

Во-вторых, до инвестирования ФРИИ проводит колоссальную обучающую и подготовительную программу в течение полутора лет. Такие меры уменьшают смертность стартапов — особенно от неестественных причин, когда предприниматель просто не обладает нужными знаниями и компетенциями.

Фонд развития интернет-инициатив (Фото: Сергей Бобылев / ТАСС)

В-третьих, fail fast. Провалить стартап — это нормально, но делать это надо быстро, чтобы сэкономить деньги инвестора и не тратить свое время.

Кирилл Варламов — сооснователь российской технологической компании Naumen, которой он руководил более десяти лет. Закончил Уральский государственный технический университет (Екатеринбург) и Университет Брэдли (США). Учился в Массачусетском технологическом университете по курсу «Предпринимательство». Окончил Московскую школу управления «Сколково», Executive MBA. В 2012 году стал победителем в международном конкурсе Ernst & Young «Предприниматель года».

«Люди безосновательно ограничивают себя Россией»

— Поделитесь своим чек-листом для первичного анализа стартапов с точки зрения перспективности?

— У нас есть не просто чек-лист, а, не побоюсь этого слова, скоринговая модель. Мы анализируем стартапы по огромному числу показателей. Три ключевых — команда, продажи реальным клиентам и объем рынка.

В команде должно быть минимум два человека: действующий технарь или программист и сотрудник, занимающийся развитием бизнеса, имеющий опыт продаж. Далее — к моменту оформления инвестиционной сделки у проекта должна быть хотя бы одна сторонняя продажа, нам важно дорастить проект до этого показателя. У нас много вариантов поддержки без финансирования, есть онлайн-курсы, есть заочный акселератор — «Мастерская старта продаж».

Наконец, с венчурной точки зрения важен объем рынка: от $10 млн — местный, от $100 млн — глобальный. Да, можно завоевать 10% и от рынка в 100 млн руб., но это будет пределом.

— Какой процент стартапов нацелен на международный рынок?

— Недостаточный. Из 400 компаний, в которые мы проинвестировали, около 50–60 уже показали хорошие результаты на иностранных рынках.

Люди безосновательно ограничивают себя Россией. В интернет-бизнесе границы существуют исключительно ментальные. Распространенная проблема — незнание языка. Хотя я не вижу проблемы подучить язык интенсивно за три-четыре месяца, чтобы вывести проект на глобальный рынок. В этом плане российским стартаперам не хватает амбиций и желания.

— Самые привлекательные сферы для запуска стартапов?

— Инвестиционный фокус постоянно мигрирует: медицина, ретейл, сельское хозяйство. Я недавно обнаружил, что топ-10 перспективных стартапов в ретейле наполовину состоит из компаний нашего портфеля.

На самом деле сфера деятельности стартапа должна отражать личные предпочтения основателей. Надо искать боли, проблемы людей и там уже думать, как решить их с помощью технологий. Виртуальная реальность, искусственный интеллект — это все очень хорошо, но строить бизнес лучше в тех областях, с которыми основатели хорошо знакомы лично.

«Не ждите гениальную идею по завоеванию мира, делайте что-то понятное и прямо сейчас»

— Черты характера успешного стартапера?

— По мере взросления стартапа они меняются. Например, на ранней стадии проекту нужны «слабоумие и отвага», чтобы идти, делать, разговаривать, ставить короткие гипотезы, быстро их проверять, оценивать результат, то есть действовать быстрыми итерациями. В этот период информации мало, думать особо не о чем.

На следующей стадии не обойтись без взвешенного аналитического подхода: там приходится размышлять над стратегическими преимуществами, удешевлением каналов. А когда стартап превращается в компанию из 100 человек, надо решать сложные вопросы корпоративного управления, планирования финансов в масштабах большого бизнеса.

Стартап проходит эти три стадии очень быстро: часто одному человеку приходится примерять разные маски или оперативно и по-умному набирать людей в команду.

Ваш браузер не поддерживает вставку видео

Видео: Телеканал РБК

— Какими критериями будете руководствоваться при составлении лонг-листа Премии РБК?

— В первую очередь будем смотреть на финансовые показатели в динамике — рост прибыли, выручки, продаж. Второе — это возможность изменить рынок, сломать какие-то процессы, построив на их месте новые в разы эффективнее.

— Какое значение имеет Премия РБК на рынке?

— Важно любое внимание к бизнесу. Это общественно одобряемое действие, когда предпринимателя называют молодцом, а не жуликом и кровопийцей. Поэтому Премия РБК имеет большое значение.

— Через 10–20 лет что-то принципиально изменится в стартапе, который придет во ФРИИ? Технологически они будут так же функционировать?

— Хороший вопрос. Я не думал об этом. Все циклы сильно ускоряются, что подтверждает ежегодный рейтинг крупнейших в мире компаний Fortune Global 500: раньше в топе позиции держались по 50 лет, сейчас в среднем — восемь-девять лет.

Технологические циклы рынков резко ускоряются, но это не продлится вечно. Думаю, стартап будет собираться онлайн одним человеком из кусочков за полчаса и выстреливать в миллиардную корпорацию либо терять деньги. Уже сейчас маленьким коллективом, используя различные сферы аутсорсинга, найма людей, онлайн-ресурсов, реально собрать бизнес по крупицам, как из кубиков. Поэтому лет через десять предпринимательство может перерасти в социальную инженерию.

— Многие известные люди давали свое определение предпринимательства. Продолжите фразу: «Предпринимательство — это…»?

— Для меня предпринимательство — это делать новое и интересное, зарабатывая на этом деньги.

— Напутствие для стартаперов от Кирилла Варламова?

— Не ждите гениальную идею по завоеванию мира, делайте что-то понятное и прямо сейчас, оторвав одно место от дивана. Если будете обдумывать слишком долго, то отстанете ровно на это время от своего конкурента.

Pro
Выгоревшим сотрудникам еще много лет платят меньше, выяснили ученые
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
Природа лишнего веса: кто виноват в цифрах на весах
Pro
Из-за чего люди чувствуют себя бедными и почему дело не только в деньгах
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
Топ-5 карьерных страхов. Как с ними бороться
Pro
Как снизить налоговую нагрузку в 2025 году
Pro
Правильный выбор IT-архитектуры сделал Netflix лидером. Что важно учесть