Война санкций, 08 ноя 2022, 00:00

Турция запретила полеты российских самолетов с двойной регистрацией

Минтранс намерен снять проблему путем переговоров
Запрет на полеты самолетов с двойной регистрацией в Турцию действует с 1 ноября, из-за чего длительность рейсов в Египет выросла на полчаса. Минтранс назвал это «дискриминацией» и обещал провести переговоры с турецкими властями
Читать в полной версии
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Турецкие власти с 1 ноября запретили пролет через воздушное пространство страны для самолетов с двойной регистрацией (то есть зарегистрированных в двух юрисдикциях), рассказали РБК гендиректор туроператора Pegas Touristik, член совета директоров авиакомпании Nordwind Анна Подгорная и источники еще в двух российских перевозчиках.

По словам Подгорной, из-за необходимости облетать Турцию продолжительность рейсов, к примеру, в Египет возросла на 20–30 минут. Но на стоимость туров «незначительное увеличение времени» в пути не повлияло, отметила топ-менеджер: «Все рейсы [в Египет] выполняются, обязательства перед туристами (пассажирами) выполняются в полном объеме».

По данным Skyscanner, среднее время полета из России в Египет (Москва — Каир) составляет 5 часов 5 минут. На этом направлении есть или планируются рейсы у авиакомпаний «Аэрофлот», «Россия», Pegas Fly, Red Wings и iFly. РБК направил запросы этим перевозчикам.

В конце мая аналогичное решение в отношении лайнеров Boeing и Airbus российских авиаперевозчиков, зарегистрированных в двух юрисдикциях, принял Китай. По словам источника РБК, российские компании не смогли предоставить Пекину достаточного количества доказательств того, что самолеты были сняты с регистрации за рубежом и зарегистрированы только в России.

Ваш браузер не поддерживает вставку видео

Почему у российских самолетов двойная регистрация

После начала военной операции на Украине против российской авиаотрасли были введены беспрецедентные международные санкции, которые коснулись в том числе запрета на поставку в Россию импортных самолетов и договоров лизинга. В марте 2022 года Управление гражданской авиации Бермудских островов (Bermuda Civil Aviation Authority, BCAA), где было зарегистрировано большинство лайнеров российских авиакомпаний, приостановило действие сертификатов их летной годности, аналогичное решение приняли власти Ирландии (еще одно популярное направление для регистрации самолетов). По данным Росавиации, в конце февраля на Бермудах было зарегистрировано 768 самолетов, в ирландском реестре — 37. Из них 700 машин эксплуатировали 20 крупнейших российских авиакомпаний.

Отзыв сертификатов летной годности грозил приостановкой полетов авиакомпаний. Но в ответ на это российские власти разработали меры, которые помогли компаниям продолжать летать на импортных самолетах. В марте президент Владимир Путин разрешил регистрировать права на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у отечественных перевозчиков, в России. Закон принят для «повышения устойчивости транспортного комплекса». Правительство, в свою очередь, предложило выдавать российские сертификаты летной годности: власти заявили, что выдача национальных сертификатов позволит авиакомпаниям сохранить парк самолетов и использовать их на внутренних направлениях.

Одновременно с этим российские компании стали добиваться снятия c регистрации самолетов за рубежом. В основном это получилось сделать с лайнерами, принадлежащими напрямую авиакомпаниям или российским лизинговым компаниям. Так, Utair еще в марте сообщила о переводе в российский реестр 50 из 59 самолетов, а еще девять, зарегистрированных на Бермудах, вывела из эксплуатации. У авиакомпании Azur Air девять из 22 самолетов зарегистрировано за рубежом, следует из данных бермудских авиавластей.

Но почти половина самолетов, которые эксплуатируют российские авиакомпании, принадлежат иностранным лизинговым компаниям и были зарегистрированы за рубежом. «У нас эксплуатируются на сегодня 1367 воздушных судов, из них в иностранных реестрах на сегодняшний день зарегистрировано 739», — говорила в марте глава департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности Минтранса Алина Малышева. Тогда же она напоминала, что если будет принято решение о переводе таких самолетов в российский реестр без согласия собственника или лизингодателя, борты могут быть арестованы при вылете за границы России. С тех пор значительная часть самолетов все же была выведена из-за рубежа, но по данным на 4 ноября в реестре Бермуд остается почти 500 лайнеров из авиапарков российских компаний.

Еврокомиссар по транспорту Адина Валеан говорила, что Россия нарушила стандарты международной безопасности, так как позволила своим перевозчикам «использовать самолеты, которые находятся в собственности за рубежом, без надлежащего сертификата». В связи с этим ЕС еще в апреле запретил полеты 20 российским авиакомпаниям, в том числе «Аэрофлоту», «Победе», «России», «Сибири» (S7), «Уральским авиалиниям» и другим. В июне Международная организация гражданской авиации (ICAO) заявила об опасениях, связанных с обеспечением безопасности полетов российских авиакомпаний из-за двойной регистрации. Ее представитель Энтони Филбин заявил, что Москва нарушила ст. 18 Чикагской конвенции, согласно которой воздушное судно не может быть законно зарегистрировано более чем в одном государстве. Двойная регистрация влечет за собой проблемы, связанные, например, с международным признанием сертификата летной годности самолета, пояснял он.

Как Минтранс предлагает решить проблему

Минтранс намерен в ближайшее время провести переговоры с Турцией по вопросу запрета на пролет самолетов с двойной регистрацией, сообщил РБК представитель ведомства.

По его данным, российские перевозчики уже направили запросы бермудским властям об исключении из их реестра самолетов, но пока не получили ответ. «Для исключения нарушения положений Чикагской конвенции Бермудам необходимо исключить из своего реестра воздушные суда, зарегистрированные и эксплуатируемые в Российской Федерации. <...> Затягивание же дерегистрации воздушных судов бермудским авиарегистром является грубым нарушением Чикагской конвенции», — подчеркнул он.

Представитель Минтранса назвал двойную регистрацию, в которой зарубежные государства обвиняют Москву, дискриминацией, которая прямо противоречит целям и задачам ICAO, закрепленным в ст. 44 Чикагской конвенции. «Ситуация на сегодняшний день такова, что недружественные страны обвиняют нас в созданной ими же «двойной регистрации» и совершенно не замечают того, что сами же нарушают основные принципы Чикагской конвенции», — удивляется он. В статье 44 конвенции говорится в частности, что для развития глобальной гражданской авиации необходимо обеспечивать «полное уважение прав договаривающихся государств и справедливые для каждого договаривающегося государства возможности использовать авиапредприятия, занятые в международном воздушном сообщении», а также «избегать дискриминации в отношении договаривающихся государств».

Представитель Росавиации отказался от комментариев. РБК направил запросы в турецкие Министерство транспорта и инфраструктуры и МИД, а также авиавластям Бермуд и Ирландии.

Pro
Какие предбанкротные сделки должника Верховный суд считает нормальными
Pro
Облик брендов: почему МТС отказалась от яйца, а Apple перекрашивал яблоко
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
Все выводит из себя: почему мы злимся по пустякам и как это изменить
Pro
«В постоянном поиске». Как импортеры решают проблемы с платежами за рубеж
Pro
Вуду-экономика. Почему США в 2025 году повторят ошибки Аргентины
Pro
Импортозамещение больше не интересует инвесторов. Куда потекли капиталы
Pro
Глупцы на Олимпе. Почему компании меньше платят сотрудникам с высоким IQ