Бизнес, 08 дек 2017, 16:37

Российский авторынок за 11 месяцев вырос на 12%

Продажи легковых и коммерческих автомобилей за 11 месяцев 2017 года выросли на 12%, в лидерах — Lada, Kia и Hyundai. Но автодилеры продолжают нести потери и уходить с рынка
Читать в полной версии
Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Подошли к концу года с плюсом

По итогам ноября продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в России выросли на 15% по сравнению с ноябрем 2016 года, до 152 259 штук, следует из сообщения Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, слова которого приводятся в пресс-релизе, заметил, что рост в ноябре — еще одна веха на пути восстановления российского рынка. «Было бы уместно вспомнить, что ровно год назад мы все еще имели кумулятивные минус 12%. Это достаточно ощутимый прогресс за короткое время», — сказал он.

Всего за 11 месяцев было продано 1 430 197 автомобилей, что на 11,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам ноября рынок уже превысил на 4,4 тыс. машин объем продаж за весь 2016 год.

В тройку лидеров по итогам 11 месяцев вошли Lada, увеличившая продажи на 17%, корейские Kia — 24% и Hyundai — 9%.

Поднимаются со дна

После взрывного роста в 2010–2012 годах, когда продавалось около 3 млн машин, в 2013 году рынок начал сжиматься. В последующие годы кризис в автомобильной отрасли нарастал: пик падения пришелся на 2015 год (минус 35,7%). За четыре года кризиса российский авторынок сократился более чем в два раза.

Только в 2016 году темпы падения снизились в 3,2 раза: по итогам года был продан 1 425 791 автомобиль, что на 11% меньше результатов 2015 года. В январе 2017 года Йорг Шрайбер выразил надежду, что в 2017 году рынок закончит период падения и вернется к умеренному росту. Прогноз АЕБ по году — рост на 4%, до 1,48 млн машин.

Уже в марте продажи новых автомобилей впервые с 2014 года выросли на 9,4%. А в мае российский рынок показал двузначный рост на 14,7% впервые с начала кризиса. По итогам первого полугодия рост составил 6,9%, до 718 529 машин.

Стабильный рост в течение нескольких месяцев привел к тому, что по итогам сентября АЕБ повысила прогноз по рынку на 2017 год более чем в два раза — рост на 10,8%, до 1,58 млн автомобилей.

Основным драйвером восстановления выступили программы господдержки, в том числе адресные («Первый автомобиль», «Семейный автомобиль» и другие). В сентябре глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что в 2017 году фактически каждый второй автомобиль продается с помощью инструментов поддержки.

Фото: Сергей Коньков / ТАСС

В последний месяц года опрошенные РБК автопроизводители не ожидают резких поворотов рынка. «В 2017 году на рынке наметилась стабилизация: благодаря более умеренным колебаниям курса рубля и снижению ключевой ставки, вкупе с мерами господдержки лизинга и кредита, отложенный потребительский спрос начал восстанавливаться», — отмечает представительница Ford Sollers. По ее словам, по итогам года продажи Ford в России вырастут на 15–16%, прогноз по рынку на уровне АЕБ. «На фоне наблюдавшихся позитивных макроэкономических показателей мы ожидаем по итогам года рост рынка на 12%, до 1,6 млн автомобилей», — прогнозирует управляющий директор Kia Motors Rus Александр Мойнов. В Renault сообщили, что российский рынок может вырасти более чем на 10% по итогам года.

Хорошие показатели 2017 года внушают автопроизводителям надежду на продолжение роста. В Ford ожидают, что в 2018 году рынок продолжит восстановление с темпами роста 10–15%. По словам представителя компании, рынок по-прежнему будет стимулировать господдержка. Мойнов из Kia отмечает, что при сохранении позитивных макроэкономических значений и степени государственной поддержки, которые рынок получает в этом году, он может вырасти примерно на те же 10–12% и достичь уровня около 1,8 млн автомобилей. По словам представителя Nissan, рост обусловлен низкой базой прошлых периодов, поэтому говорить о том, что рынок быстро вернется к докризисному объему, пока рано. Представители АвтоВАЗа и Renault от долгосрочных прогнозов воздержались.

Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов считает, что в 2017 году произошло интенсивное восстановление рынка, но в дальнейшем многое будет зависеть от ряда факторов: характера господдержки, ситуации в экономике и спроса. В 2018 году темпы восстановления замедлятся, рост может составить 5–10%, добавляет он.

Дилеры несут потери

Кризис на авторынке сказался на дилерах: с 2014 года рынок потерял 750 автосалонов, их число сократилось с 4100 до 3513. Основные закрытия пришлись на 2015–2016 годы, только за эти два года закрылось около 500 предприятий. В январе 2017 года президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев говорил, что по итогам года могут закрыться еще 150 центров.

РОАД с надеждой смотрела на восстановление продаж в первом полугодии, надеясь на стабилизацию дилерской сети. Тогда ассоциация прогнозировала, что к концу 2017 года дилерская сеть вырастет на 30–40 автосалонов.

Несмотря на их ожидания, по итогам десяти месяцев количество центров сократилось на 117. По консолидированным данным РОАД и аналитического агентства «Автостат», в октябре сеть насчитывала 3413 дилерских центров.

В октябре некогда крупная группа «Независимость» буквально за месяц потеряла дилерство большинства брендов, а часть ее автосалонов выставлена на продажу. 24 ноября Газпромбанк подал иски о банкротстве к нескольким структурам «Независимости».

Уход «Независимости» показал, что восстановление продаж не решило финансовые проблемы дилеров. Заместитель председателя правления группы компаний «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев отмечает, что в сложной ситуации ряд бенефициаров стремится продать свой бизнес, не выдерживая кредитной нагрузки и возросших обязательств, а крупные игроки готовы воспользоваться предложением нарастить свою долю. «У всех дилерских холдингов своя политика, но мы видим, что трудно сейчас приходится не только небольшим и монобрендовым центрам, но и таким серьезным игрокам, как «Независимость» или «Авто Алеа», — заключает он.

Предправления дилерской группы «Авилон» Андрей Павлович считает, что во время и после кризиса на рынке останутся самые эффективные игроки: «Учитывая низкую маржинальность автобизнеса, высокую стоимость заемных финансов, потребность в больших оборотных средствах, площадях и количестве персонала, изменение ландшафта розничного автомобильного бизнеса продолжится еще более высокими темпами».

Директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников согласен, что в будущем году можно ожидать дальнейшего сокращения количества игроков, ухода слабых дилеров или их присоединения к сильным и успешным.

Pro
Пассивный доход и НДФЛ 0%. Станут ли личные фонды панацеей для россиян
Pro
ЕС запретил регистрировать IP-объекты из РФ. Что это значит для бизнеса
Pro
Как правильно просить суд о принятии обеспечительных мер по иску
Pro
У вас есть ₽1,5–2 млн на открытие дела. Как выбрать «ту самую» франшизу
Pro
Поворот направо. Что политические изменения в Европе значат для экономики
Pro
Локальный отскок или восходящий тренд: что будет с акциями «Газпрома»
Pro
Ученые причислили пиво и чипсы к растительной диете. В чем подвох
Pro
«Мы с мамой расстаемся»: как поддержать ребенка при разводе