Бизнес, 09 июн 2016, 08:53

Арас Агаларов — РБК: «Я очень неудобный — всегда говорю правду»

Владелец Crocus Group Арас Агаларов рассказал РБК о сложностях со строительством стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года, планах стать крупным дорожным строителем и побороться за подряды «Газпрома»
Читать в полной версии
(Фото: Владислав Шатило / РБК)

Интервью с Агаларовым начинается с просмотра видео: бизнесмен показывает на планшете запись со стройплощадки в Калининграде, где «Крокус» по полученному два года назад подряду строит стадион к футбольному чемпионату. На видео из Калининграда экскаватор пытается копать землю, но раз за разом ковш застревает в густом глиняно-песчаном болоте. Агаларов рассказывает, что администрация области должна была подготовить территорию под строительство стадиона и засыпать участок шестиметровым слоем строительного песка; но по факту было отсыпано в два раза меньше — и не строительным песком, а суглинком.

В конце мая делегация Международной федерации футбола, FIFA, посетила стройплощадку в Калининграде. По итогам визита на сайте организации появилось сообщение о сложностях со строительством из-за грунтовых вод. Однако FIFA не видит риска срыва сроков строительства. Оптимистично настроен и Агаларов, свою компанию он в шутку называет «строительной реанимацией» — ей часто достаются сложные подряды. В 2009-м «Крокус» получила госконтракт на строительство объектов к саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке (см. Справку), в 2014-м — подряды на стадионы, а в 2015-м — контракт на строительство первого участка ЦКАД, от которого отказался «Стройгазконсалтинг».

«Понятия «не успеем» для нас не существует»

— Калининградский стадион будет достроен вовремя?

— Как раз со стадионом никаких проблем не будет, он стоит на сваях. Но помимо стадионов есть еще 24 га прилегающей территории, где должны быть стоянки, кассы, пункты пропуска и внутриплощадочные инженерные сети. Вот их сейчас строить невозможно. Плюс проблемы с самим футбольным полем. Если бы территория была подготовлена как в проекте, с 6-метровой отсыпкой песком, можно было бы смело сделать бетонную стяжку и поставить на нее поле. Но сейчас это сделать невозможно и нужно под поле забивать сваи. Однако против этого [выступает] Главгосэкспертиза, которая говорит, что по бумагам грунт нормальный и сваи не нужны.

— Вам не кажется, что ситуация с подготовкой стройплощадки — повод для обращения в правоохранительные органы?

— Обращаться в правоохранительные органы должны те, кому эту площадку сдавали (то есть Минспорту. — РБК). Мы, хотя и начали строительство, но площадку не принимаем от заказчика [ФГУП «Спорт-Инжиниринг»], пока она не будет приведена в соответствие с проектными параметрами.

Возможно, «Крокусу» придется платить за дополнительную подготовку площадки?

— Моя позиция в том, что исполнители работ по подготовке территории должны привести ее в порядок или вернуть деньги. Позиция области в том, что мы, «Крокус», неправильно ведем строительство. Я им предлагаю дополнительно засыпать территорию, условно говоря 400 тыс. куб. м песка, и дать нам небольшую сумму на забивку свай под поле и инженерные сети, но они отказываются. И утверждают, что судятся с компанией, которая вела работы по подготовке территории.

— Но это скажется на сроках сдачи объекта?

— Нет. Проблема будет решена в течение месяца. Это же не первый наш объект, мы строили Дальневосточный федеральный университет к саммиту АТЭС [Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества], там было намного сложнее — более 1 млн кв. м на острове, усложненная доставка, тем не менее мы все сделали в срок. Понятия «не успеем» для нас не существует.

— Когда планируется закончить строительство в Калининграде?

— К концу 2017 года.

— Когда будет сдан ваш стадион в Ростове-на-Дону?

— Тоже к концу следующего года. Сейчас его готовность превышает 50%. Мы в Ростове-на-Дону начали строить на год раньше, чем в Калининграде, где с нами подписали контракт в конце 2015 года. Там разные технологии строительства: в Калининграде —​ металлокаркас, а в Ростове-на-Дону — бетон. Металл обеспечивает более высокую скорость строительства, так как мы получаем готовые металлические изделия.

Миллиард от государства

Весной 2009 года «Крокус групп» была выбрана генеральным подрядчиком строительства Дальневосточного университета к саммиту АТЭС-2012 на острове Русском во Владивостоке. Сумма контракта на строительство университета, согласно ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», составила 42 млрд руб. По словам Агаларова, на строительство дороги и благоустройство территории он дополнительно потратил 3,6 млрд руб. собственных средств. Компания обратилась в Арбитражный суд Москвы с иском о взыскании с Министерства по развитию Дальнего Востока, «Дальневосточной дирекции Минрегионального развития РФ» и Минфина 1,9 млрд руб. Суд еще весной 2015 года вынес постановление в пользу Crocus Group, но сумма претензий снизилась до 1,1 млрд руб., из которых 892,6 млн руб. — фактический долг перед компанией и 199,6 млн руб. — проценты за пользование средствами. Судебные тяжбы прекратились весной 2016 года, когда Верховный суд отказал ответчикам в пересмотре результатов. По словам Агаларова, он уже обратился с исполнительным листом в Минфин и получил деньги.

«Я человек очень конфликтный, злой и агрессивный»

— Не боитесь, что получится как с Олимпиадой в Сочи: подрядчики стадионов получат больше проблем и убытков, чем прибыли?

— А мы прибыли от этого и не ждем. Мы Владивосток построили без прибыли. Нам поручили стадионы, и мы их построим. Убытка быть не должно, но прибыли там быть не может. У нас бюджет каждого стадиона — около 15 млрд руб. Плюс за строительство на прилегающей территории в Ростове мы получим 2,5 млрд руб., в Калининграде — 3,5 млрд руб. [Основатель сети «Магнит» Сергей] Галицкий построил свой стадион [в Краснодаре] примерно за 20 млрд руб., [вице-президент ЛУКОЙЛа, основной владелец футбольного клуба «Спартак» Леонид] Федун — за $450 млн, в нормальном месте, не на болоте. О какой прибыли у нас может идти речь?

Владелец Crocus Group Арас Агаларов (справа) (Фото: Владислав Шатило / РБК)

— Часто ли вы посещаете стройки «Крокуса»?

— Удаленно слежу за строительством постоянно. Но и на стройках тоже бываю.

— Как FIFA оценивает ваши стадионы?

— FIFA довольны ходом строительства. Они приезжали в декабре в Калининград, там тогда еще ничего не было, а сейчас приехали — полстадиона стоит. А в Ростове даже уже установлен металлокаркас кровли.

— Недавно было объявлено о разрыве контракта с ПСО «Казань», которое строило стадион в Самаре. Поступали ли вам предложения от правительства взять на себя строительство этого стадиона?

— Меня аккуратно спросили, но я ответил, что уже строю два стадиона.

— С какими подрядчиками работаете, как выбираете?

— Наши подрядчики — это те, с кем мы уже более 20 лет работаем, это компании, которые мы вырастили, — их порядка 30. У нас особенность в том, что мы не отдаем один участок работы только в одни руки. Допустим, сваи на стадионах забивали восемь компаний, бетон делали пятеро, металлокаркас для нас производят семь заводов. У каждой компании есть график, и как только мы видим, что кто-то из него выбивается, то ставим другого подрядчика. То есть у нас так работа организована, что скорость упирается только в то, как ФГУП «Спорт-Инжиниринг» ее принимает и оплачивает. Я стадионы могу закончить ровно через год при условии приема выполненных работ и оплаты их заказчиком.

— Кстати, как складываются ваши отношения с ФГУП, заказчиком работ? Насколько вы считаете оправданным привлечение к проекту этой организации?

— Я человек очень конфликтный, злой и агрессивный в с​троительстве. У меня со всеми сложные отношения, потому что я очень неудобный — всегда говорю правду, не обхожу острые углы. Сегодня при планировании не учитываются рыночные цены. По справочнику прошлых лет действуют различные коэффициенты, расчет по которым не отражает сегодняшних реалий. Думаю, нам стоит ориентироваться на мировые аналоги, ничего нового не выдумывать. Если вспомнить стадион «Фишт» в Сочи, то он стоит $600 млн, стадион в Казани — $500 млн. Перед нами сейчас ставят задачу построить стадион за 15 млрд руб., это порядка $270 млн. Вы знаете, у нас в стране нет даже справочника с ценообразованием на строительство стадионов.

«Крокус групп»

Основана в 1989 году. Владеет международным выставочным центром «Крокус Экспо», концертным залом «Крокус Сити Холл», тремя торгово-развлекательными комплексами Vegas, сетью гипермаркетов «Твой дом», жилым комплексами Agalarov Estate, нескольким ресторанами. На деньги Crocus Group построена в Москве станция метро «Мякинино». В группу входят Крокус-банк и компания «Крокус финанс». Основной владелец — Арас Агаларов. Сам Агаларов в 2014 году оценил годовой оборот «Крокус групп» примерно в $1 млрд.

Агаларов​ родился в 1955 году в Баку. Окончил Бакинский политехнический институт по специальности «Инженер электронно-вычислительных машин». В 1983 году Агаларов переехал в Москву, где до 1987-го обучался в высшей школе профсоюзного движения ВЦСПС им. Шверника. В 1988–1990 годах был младшим научным сотрудником в научном центре ВЦСПС. Затем занялся бизнесом. По данным Forbes, с 2008 года состояние Агаларова превышает $1 млрд. В рейтинге «Богатейшие люди России — 2016» он занял 61-е место с состоянием в $1,6 млрд. Вошел в рейтинг господрядчиков журнала: Forbes оценил сумму госконтрактов «Крокус интернешнл» в 69,3 млрд руб.

«Мы находим какие-то компромиссы»

— «Крокус» в 2015 году начал строить Центральную кольцевую автомобильную дорогу Московской области, ЦКАД. Как идет реализация этого проекта?

— Сдать ЦКАД мы должны к концу 2018 года. В смету мы там тоже не укладываемся, но уложимся. Там же в проекте цены 2011 года. Насыпь, которой нужно порядка 9 млн куб. м, в смете вместе с работой стоит 280 руб. за кубометр. Сегодня только грунт стоит 400 руб. за кубометр и без всякой работы, и это еще хорошая цена. Для решения проблемы мы просим группу «Автодор» отказаться от строительства временных зданий и сооружений и прочих непредвиденных расходов. Таким образом мы постараемся поместиться в ту смету, которая по сегодняшним ценам достаточно жесткая.​

— У государства есть много планов по строительству дорог. В этой сфере бизнеса расширяться планируете?

— Мы сейчас должны себя показать на этом участке ЦКАД, чтобы нас дорожники воспринимали. Если вспомните, нас с участия в тендере по ЦКАД снимали как организацию, не имеющую опыта. Но потом компания, которая выиграла [«Стройгазконсалтинг»], уступила этот подряд нам. Мы за него взялись, и это будет качественная дорога, которую мы сделаем в соответствии с международными стандартами.

— То есть будете бороться за новые дорожные подряды и хотите занять значительную долю на этом рынке?

— Да, мне это интересно.

— Не хотите пойти дальше в инфраструктурном строительстве и, например, конкурировать за подряды «Газпрома» по строительству газопроводов?

— Почему же? Это тоже интересно. Сейчас мы загружены ответственными объектами, но как с ними разберемся, может быть, возьмемся и за другие.

— Какие планы у «Крокуса» по развитию выставочной деятельности, строительству новых торговых центров?

— Выставочные площади пока расширять не планируем. Сейчас мы строим третий торгово-развлекательный комплекс Vegas в Кунцево, в этом году откроем океанариум и новую концертную площадку — Vegas City Hall. Эмин [сын Эмин Агаларов] запускает новый ретейл-проект Boxcity.

— Какая структура прибыли у «Крокуса»?

— Она все время меняется. По 30–35% приносит каждое направление: выставочная деятельность, «Твой дом», Vegas.

— Арендаторы в такое непростое время не уходят?

— Нет, мы находим какие-то компромиссы. Например, не увеличиваем ставку, даже если прописана индексация. Часть арендаторов платит аренду исходя из оборота, если их оборот падает, то для нас это выпадающие доходы. Если оценивать — это около 100 млн руб.

Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Оплата тестовых заданий и проверка EQ: как нанимать лучших в 2025 году
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения