Бизнес, 09 июл 2021, 10:51

Отельеры и рестораторы оценили «эффект Евро» для Петербурга

Из-за небольшого числа иностранцев им удалось заработать только в дни матчей российской сборной
Во время проведения матчей чемпионата Европы по футболу в Петербурге центральные гостиницы были заполнены, как и рестораны, во время игр российской сборной. Но существенным фактором роста доходов для города Евро не стал
Читать в полной версии
Фото: Игорь Евдокимов / «Коммерсантъ»

В воскресенье, 11 июля, состоится финал чемпионата Европы по футболу. Семь матчей Евро, с 12 июня по 2 июля, в этом году прошло в Санкт-Петербурге, их посетили почти 133 тыс человек. На «Газпром Арене» могли присутствовать не более 34 тысяч болельщиков — это половина от общей вместимости стадиона, но максимального значения так ни разу достигнуто не было. Больше всего зрителей — 26 тысяч человек — посетили матч Россия — Бельгия, который был стартовым для Евро-2020 в Петербурге.

До начала чемпионата вице-премьер Дмитрий Чернышенко говорил, что на Евро ожидается 32 тысячи иностранных болельщиков. В итоге паспорт болельщика, или Fan ID, по которому можно было въехать в Россию без визы, заказали около 43 тыс. иностранцев (но, возможно, не все Fan ID в итоге были получены; кроме того, один человек мог заказывать паспорт несколько раз при потере). Популярнее всего матчи в Петербурге были среди жителей соседней Финляндии, заказавших 10,5 тыс. паспортов. Еще 4,2 тыс. заказали граждане Польши, по 1,5 тыс. — жители Эстонии и Швеции, 1,3 тыс. — бельгийцы и примерно по 900 — болельщики из Белоруссии, Германии, Словакии и США.

Чемпионат позволил отельерам поддержать цены

Проведение Евро оказало влияние на гостиничный рынок Петербурга наряду с сезоном белых ночей, проведением ПМЭФ и праздником выпускников «Алые паруса», считает руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Яна Уханова.

Но несмотря на концентрацию событий в июне, по предварительным оценкам JLL, загрузка отелей города в среднем в первый месяц лета будет на 30–40% ниже допандемийных показателей. То есть, если в июне 2019-го, по данным JLL, было 77–90% в зависимости от сегмента, она ожидалась на уровне 46–63%. В прошлом году в это время заполняемость отелей в Петербурге составляла около 10%, напоминает Уханова. Партнер Cushman & Wakefield Марина Смирнова ожидает загрузки гостиниц Петербурга по итогам июня на уровне 70–75%.

«В целом в начале групповых матчей в городе наблюдался более высокий спрос на гостиничное размещение. Особенно 12 и 16 июня, когда прошли матчи российской сборной с Бельгией и Финляндией соответственно. Но начиная с 26 июня, то есть после проведения «Алых парусов», стало заметно замедление темпов бронирования», — говорит Уханова.

Замдиректора департамента консалтинга Colliers Евгения Тучкова называет основными драйверами спроса на отели сезон белых ночей и проведение ПМЭФ. «Во время Евро-2020 загрузка отелей, безусловно, увеличилась, но незначительно. Гораздо больший эффект Евро мы увидели в ценовой политике отелей, особенно в сегменте «3–4 звезды», которые подняли цены на 10–20% в преддверии чемпионата, а в дни проведения матчей рост цен порой достигал 30%», — говорит она. По словам Тучковой, в основном спортивные болельщики останавливаются как раз в сегменте «3–4 звезды», в результате все качественные гостиницы этой категории в центре Петербурга были практически полностью заполнены во время матчей.

На цены сейчас в первую очередь влияет высокий сезон, а непосредственно чемпионат повлиял минимально, не согласен Владислав Юрковский, инвестиционный директор компании Ales Capital (выступает консультантом гостиниц в комплексе «Никольские ряды» и отеля Four Seasons Lion Palace в Петербурге). Влияние именно чемпионата на заполняемость также было незначительным, за исключением матчей сборной России. «Во время матчей сборной России заполняемость была близка к 100%, в остальные даты была на уровне 75%. Ожидалось, что и на другие значимые игры, например на четвертьфинал (прошел в Петербурге 2 июля. — РБК), заполняемость будет близка к 100%, но по факту было порядка 70–80% непосредственно в дни матчей», — говорит эксперт.

Бронирования от иностранцев Юрковский называет единичными. Гендиректор «Гранд Отеля Европа» Юлия Пашковская также говорит, что к ним во время проведения чемпионата в первую очередь приехали российские болельщики, хотя были и туристы из Финляндии, Швеции, Бельгии и Словакии. В результате в июне в отеле зафиксировали рекордное число иностранцев за последние полтора года, хотя по сравнению с допандемийными годами постояльцев из-за границы не много, отмечает она.

За счет российских путешественников загрузка отеля в даты игр российской сборной, а также в длинные праздничные выходные повышалась на 20–30%, доходя и до максимума в 98%, говорит Пашковская. По словам вице-президента Radisson Hotel Group по России и Польше Мачека Мязека, ожидания по заполняемости иностранными гостями не оправдались, но были компенсированы российскими туристами. Это позволило поддерживать «цены, актуальные для этого периода», говорит он. По оценке Cushman & Wakefield, цены на размещение в июне в Петербурге в среднем составили 13–15 тыс. руб.

Как россияне смотрели Евро-2020

Сборная России на Евро-2020 не вышла из группового этапа, поэтому сыграла только в трех матчах: против команд Бельгии, Финляндии и Дании.

Больше всего россиян интересовал матч Россия — Дания, который был решающим для российской сборной в чемпионате. Эту игру 21 июня в эфире «Первого канала», по данным компании Mediascope, смотрели 4,8 млн жителей крупных городов России (учитываются россияне старше четырех лет, проживающие в городах с населением свыше 100 тыс. человек, что составляет примерно половину населения страны). Матч пока набрал наибольшую аудиторию по просмотрам игр Евро среди россиян (аудитория полуфиналов пока не подсчитана). Наименьший интерес среди жителей России вызвал матч Финляндия — Бельгия: его трансляцию на «Матч ТВ» посмотрели лишь 440 тыс. зрителей. Эта игра шла в то же время, что и матч россиян с датчанами.

Матч Россия — Бельгия на канале «Россия 1» 12 июня посмотрели 4,3 млн телезрителей, матч сборной России против Финляндии 16 июня на «Первом канале» — 3,5 млн россиян.

Пользователи, смотревшие игры чемпионата через интернет, в этом году столкнулись с проблемами. Практически сразу после начала матча Россия — Бельгия трансляция на видеосервисе ВГТРК «Смотрим» прервалась. Эта платформа была единственной, которая официально показывала матчи в трансляции «России 1» в интернете. Доступа к сервису не было как через приложение, так и через браузер. Частично проблемы были решены лишь к концу первого тайма. Но трансляция восстановилась не у всех пользователей. Из-за проблем с трансляцией зрители раньше времени стали уходить из фан-зоны, организованной в «Лужниках» в Москве. В ВГТРК не комментировали ситуацию. Данные о том, сколько зрителей посмотрели матчи чемпионата в интернете, пока не подсчитаны.

Пока ни один матч Евро-2020 не сумел побить рекорд просмотров чемпионата мира, который в 2018 году проходил в России. Тогда матч сборной России против Хорватии в четвертьфинале чемпионата в эфире «Первого канала» смотрели 14 млн россиян.

Болельщики пришли в рестораны, но бары недосчитались выручки

По данным ВТБ, траты туристов в Петербурге за время проведения Евро составили более 1,5 млрд руб., из которых 1 млрд руб. было потрачено в заведениях общепита; это на 13% выше значений минувшего мая. В банке подсчитали, что выручка кафе и ресторанов выросла на треть по сравнению с периодом проведения чемпионата мира по футболу 2018 года. Оборот баров при этом снизился вдвое по сравнению с периодом проведения мундиаля. На это мог повлиять факт запрета работы для предприятий общепита после двух часов ночи, начиная с 17 июня.

Опрошенные РБК рестораны настаивают, что к показателям 2018 года пока приблизиться не удалось. Посетителей баров в Петербурге во время Евро было гораздо меньше, чем во время чемпионата мира по футболу в 2018 году, в частности было мало иностранцев, говорит совладелец петербургской сети бельгийских пабов KwakInn Владимир Постниченко. «При такой погоде, если бы не было ковида, можно было бы хорошо провести время, было бы полно иностранцев», — считает он, добавляя, что на матчи российской сборной, впрочем, «все места были заняты и даже было не попасть». Средний чек, по словам ресторатора, по сравнению с обычными днями «не увеличился и не уменьшился».

По словам директора по маркетингу Ginza Project Александра Флейшмана, в их ресторанах, расположенных в центре города, поток посетителей, связанный с проведение Евро, увеличился, но в сравнении с чемпионатом 2018 года гостей было меньше на 10–20%. В то же время в некоторых ресторанах в дни проведения чемпионата столики нужно было бронировать за один-два дня, добавляет Флейшман.

«Приток туристов был действительно ощутим. Парадокс заключается в том, что во время самих матчей иностранных фанатов не было, но, когда они заканчивались, к нам заходила полная посадка из болельщиков. Фанаты были из Финляндии и Швеции, один раз из Польши», — рассказывает глава отдела маркетинга ресторанов Wine Gogh, Frida Сafe, «Чайный дом» Артур Хусаинов. По его словам, выручка заведений по сравнению с маем по будням выросла в 2,5 раза, по выходным — в два-три раза. При этом после введения ограничения по времени работы «Чайный дом» потерял примерно 20% клиентов.

В гастробаре «Оба два» среди клиентов заметили рост числа граждан Польши, однако дополнительного заработка от проведения чемпионата не получилось: он был сопоставим с аналогичном периодом 2019 года.

Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Признаки обнала теперь видят в лизинге и покупке подарочных карт
Pro
Вечные. Как экс-топ ЛУКОЙЛа продает жизнь после смерти за ₽10 тыс.
Pro
Все выводит из себя: почему мы злимся по пустякам и как это изменить
Pro
Какие способы обойти новые налоговые правила только навредят компании
Pro
Угроза квантовых атак стала реальной. Как защититься
Pro
«Доллар вернется к ₽121». Почему падает рубль и что будет с инфляцией
Pro
Глупцы на Олимпе. Почему компании меньше платят сотрудникам с высоким IQ