Бизнес, 09 авг 2017, 15:38

Российские дилеры выступили против параллельного импорта автозапчастей

Автодилеры выступили против легализации параллельного импорта для автозапчастей. Они считают, что это приведет к убыткам, росту контрафакта и стагнации производства автокомпонентов в России
Читать в полной версии
(Фото: Руслан Шамуков / ТАСС)

Дилеры оценили риски

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД, включает более 3,5 тыс. дилеров) выступила против легализации в России параллельного импорта автозапчастей. В письме премьер-министру Дмитрию Медведеву и в Минпромторг (копия есть у РБК), направленном 2 августа, она указала на риски для автопрома и автодилерского сегмента, которые несет с собой принцип параллельного импорта. Представитель премьер-министра перенаправила вопрос в Минпромторг. В пресс-службе министерства не смогли прокомментировать письмо РОАД.

Сейчас в России и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС, входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Армения) действует региональный принцип исчерпания прав на товарный знак: ввозить товар в страну может только правообладатель бренда (официальный дистрибьютор, дилер и др.). Международный принцип исчерпания прав (или параллельный импорт) заключается в том, что ввоз товара под зарегистрированной товарной маркой возможен в страну любыми участниками рынка.

Идея легализации параллельного импорта в России обсуждается давно, но в текущем году обсуждение этого вопроса активизировалось: как сообщал РБК, тема поднималась на заседании Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в июле, а «Коммерсантъ» сообщал, что инициативу также обсудят на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова в августе. В конце апреля 2017 года ЕЭК определила, что для отдельных видов продукции на территории ЕАЭС может быть разрешен параллельный импорт. Министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Жаксылыков отметил, что при этом будут учитываться интересы всех стран.

По итогам 2016 года, по данным аналитического агентства «Автостат», емкость рынка автомобильных компонентов и запчастей в России достигла $18,8 млрд (около 1,260 трлн руб).

Автодилеры, опрошенные РБК, высказывают опасения, что введение параллельного импорта на территории России приведет к нестабильности цен на сервисные услуги, росту потока контрафактной продукции и, как следствие, падению прибыльности отрасли. Сейчас, по словам, генерального директора группы компаний «Феникс-Авто» Вячеслава Жигалова, на оптовом рынке рентабельность по запчастям составляет 5%, у дилеров — 30%. Он отметил, что доля контрафакта на оригинальные запчасти вырастет до 50%, как сейчас по неоригинальным высокооборачиваемым запчастям. К тому же, по словам директора по правовым вопросам компании KYB (официальный дистрибьютор автокомпонентов компании KYB в России) Романа Дементьева, если раньше правообладатель жестко отслеживал появление подделок на рынке, то после принятия такого закона непонятно, кто будет контролировать это и обслуживать гарантийные случаи после закрытия компании — параллельного импортера.

Но ФАС, которая поддерживает легализацию параллельного импорта с 2012 года, считает, что рынок сам отрегулирует цены на запчасти. Как заявил РБК заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров, если параллельному импортеру будет невыгодно везти продукцию по цене ниже рыночной, то он и не повезет.

Руководитель группы операционного и стратегического консультирования KPMG в России и СНГ Алексей Назаров считает, что, с одной стороны, дилеры смогут повысить свою прибыльность за счет приобретения автокомпонентов дешевле, чем у представительств производителей. С другой стороны, добавляет он, у дилеров появится риск потери части бонусов от представительств, они также потеряют свое конкурентное преимущество по реализации оригинальных автокомпонентов.

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Затронет производителей

Свободный импорт не только угрожает дилерскому сегменту, но и приведет к остановке развития производства автокомпонентов в России, что противоречит программе импортозамещения, следует из письма ассоциации. «Если мы говорим про долгосрочную перспективу, то нам выгодна локализация производства автокомпонентов и запчастей в России: производители, которые имеют высокий уровень локализации, более конкурентны по цене», — пояснил президент ассоциации Олег Мосеев.

Ранее против возможности параллельного импорта выступила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). 11 июля ассоциация сообщила, что «обеспокоена последними инициативами, направленными на легализацию параллельного импорта». «Пострадают все — инвесторы, потребители и государство. Принятие параллельного импорта может снизить инвестиционную привлекательность России и привести к росту контрафактной продукции», — следует из сообщения организации.

По словам Назарова из KPMG, введение параллельного импорта окажет безусловно негативное влияние на представительства производителей: они потеряют значительную часть объема продаж.

В пресс-службе Renault сообщили лишь, что приоритетом компании является качество производимой продукции и обслуживания клиентов на любом этапе. Представитель Nissan пока не ответил на запрос РБК.

Кашеваров из ФАС при этом уверен, что введение параллельного импорта никак не мешает локализации производства, даже наоборот, простимулирует ее. «В наших предложениях есть необходимые условия для тех производителей, которые локализовали производство: для них сохранится региональный принцип исчерпания прав», — добавил он. К тому же, как отмечает Кашеваров, есть возможность вносить в новые инвестиционные контракты условия по исчерпанию прав. На инвестиционный климат это решение никак не повлияет, добавил он.

За легализацию параллельного импорта ФАС выступает с 2012 года. «Либерализация параллельного импорта будет способствовать развитию конкуренции и создаст предпосылки для снижения цен на импортные товары», — заявлял тогда глава ведомства Игорь Артемьев. В 2013 году первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что параллельный импорт могут ввести в 2018–2020 годах: это «разумный срок, в течение которого инвестиции могут вернуться».

14 июля ФАС выдала предупреждения Daimler, «КИБ Корпорейшн», Renault и производителю медицинского оборудования YD-Diagnostics по факту необоснованного ограничения импорта товаров под их брендами неофициальными дилерами. Потенциальный штраф за нарушение может составить 500 тыс. руб.

Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Ловушки «буддийского маркетинга»: что учесть при выходе на рынок Таиланда
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
75% селлеров зарабатывают меньше ₽100 тыс. в месяц: что с маркетплейсами
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов