Бизнес, 09 авг 2019, 10:01

Власти рекомендовали Utair ограничить рост продаж билетов

Они опасаются повторения истории с «Трансаэро», устроившей распродажу билетов перед банкротством
Власти рекомендовали ведущей переговоры о реструктуризации долгов авиакомпании Utair ограничить рост пассажиропотока. Но план, который компания представляла кредиторам, предусматривал агрессивный рост и конкуренцию с «Победой»
Читать в полной версии
Фото: Андрей Гордеев / Ведомости / ТАСС

Почему Utair опасен быстрый рост

Министр транспорта Евгений Дитрих рекомендовал авиакомпании Utair не планировать значительный рост перевозки пассажиров. Об этом РБК рассказали три источника, присутствовавших на совещании в правительстве под руководством вице-премьера Максима Акимова (курирует транспорт), которое состоялось 2 августа.

По словам двух собеседников РБК, речь шла об ограничении темпов роста продаж билетов. В частности, его призывают не демпинговать, добавил один из них. Перевозчику рекомендуют не превышать среднемесячный рост, зафиксированный с начала 2019 года. «Параметры, которые зафиксированы с начала текущего года, — это в целом 2–2,5% в месяц к аналогичному периоду прошлого года», — продолжает собеседник РБК. По его словам, перевозчику рекомендовано не превышать достигнутый показатель «около года», в том числе за счет демпинга. Он предполагает, что такая мера должна помочь избежать ситуации, произошедшей с компанией «Трансаэро», которая незадолго до краха в конце 2015 года начала распродажу билетов по низким ценам. В результате после прекращения работы компании почти 2 млн ее клиентов пришлось перевозить «Аэрофлоту».

По данным Росавиации за июнь 2019 года, Utair занимает шестое место среди российских перевозчиков. За первое полугодие 2019 года Utair перевез 3,71 млн пассажиров, что на 2,3% выше аналогичного периода прошлого года. Загрузка выросла на 4 п.п., до 81%.

В марте 2019 года стало известно, что авиакомпания рассчитывает на рост бизнеса за счет агрессивной конкуренции с группой компаний «Аэрофлот», включая лоукостер «Победа». Как сообщил РБК источник среди банков — кредиторов Utair, бизнес-план компании на 2019 год предполагает «существенный рост пассажиро-километров» — на 15% к прошлому году.

Общий долг Utair составляет 75,8 млрд руб. Компания начала переговоры с банками о реструктуризации части кредитов. В мае она предложила им пролонгировать кредиты на 31,4 млрд руб. на 35 лет под символические 0,01%, а в середине июля — обещала повышать процентную ставку до 9%, но согласие от кредиторов еще не получила.

Представитель Акимова подтвердил РБК факт совещания, но от дальнейших комментариев отказался. В пресс-службе Минтранса, Raiffeisenbank (консультант Utair по реструктуризации), Сбербанка и «Траста» (два крупнейших кредитора) отказались от комментариев.

Позднее президент «Utair — Пассажирские авиалинии» Павел Пермяков через своего представителя сообщил РБК, что на совещании обсуждалось выстраивание экономически «сильной модели», а не наращивание емкости при общем ее избытке на рынке. «Utair строго выполняет согласованные бюджетные значения, по итогам первого полугодия Utair улучшил финансовый результат на фоне ухудшения состоянии в отрасли. Выручка перевозчика выросла на 0,5 млрд, убыток сократился на 1,2 млрд. Компания работает в штатном режиме, сближает свои позиции с синдикатом банков и планирует завершить реструктуризацию до конца года», — сказал Пермяков.

Как это повлияет на компанию

В ходе совещания у Акимова было отмечено «финансово неудовлетворительное» состояние Utair, однако банки не настроены на безакцептное списание долгов с ее счетов или другие действия, которые могут привести к банкротству, утверждает участник совещания. «На совещании вице-премьер Максим Акимов говорил, что Utair — важный игрок на рынке, и государство будет поддерживать компанию, так как она выполняет важную социальную роль. Глава Минтранса Евгений Дитрих попросил Росавиацию и дальше мониторить ситуацию с Utair, а саму компанию — подробнее описать планы по изменению операционной модели бизнеса», — говорит второй участник совещания.

Среди возможных изменений в бизнес-модели Utair один из собеседников РБК называет сокращение или унификацию флота и фокус на определенных маршрутах. «Важно сбалансировать операционные расходы, но никто не ждет потрясений. Авиакомпания выполняет важные внутренние перевозки», — подчеркивает он.

Ограничение темпов продаж билетов — это объективное требование с учетом текущих финансовых проблем у компании, сказал РБК гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. «Такое требование не налагает чрезмерных ограничений на операционную деятельность, кроме массового запуска новых маршрутов», — указывает он. Потенциально компания могла нарастить перевозки в 2019 году до 8,9 млн (рост на 12,6%), однако по итогам первого полугодия 2019 года рост составил всего 2,3%. Теперь планы роста на второе полугодие за счет развития трансферных узлов в Уфе, Тюмени и Сургуте могут быть пересмотрены, добавил он.

Pro
Аналитики советуют инвестировать в биткоин, а не в золото. Почему
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Почему рынки боятся Трампа и ждут роста цен на золото
Pro
«Не откладывать решение». Что происходит с рынком вторичного жилья России
Pro
Ставки более 25%: что может стать альтернативой ипотеки
Pro
Обыск или выемка: почему необязательно давать пароли от личных устройств
Pro
«Эффективность — это ругательство»: главное о менеджменте от Минцберга
Pro
Какие риски возникают у владельцев грузов из Китая