Обвал рубля, 09 окт 2015, 13:53

Рост цен на новые машины заставил россиян пересесть на подержанные

На фоне обвала рынка новых автомобилей продажи подержанных, наоборот, восстанавливаются. У населения не хватает денег, чтобы покупать новинки по обновленным ценам, полагают дилеры
Читать в полной версии
Фото: Алена Кондюрина для РБК

​В сентябре в России было продано 461,8 тыс. подержанных автомобилей — это на 8,7% меньше, чем в сентябре 2014 года, сообщил «Автостат». Это лучший месяц на вторичном рынке за год: продажи подержанных авто за девять месяцев этого года отстают от показателя за аналогичный период 2014 года на 20,3% (продано 3,6 млн машин). На рынке новых машин картина обратная: в сентябре обвалились на 28,6% с 19,7% по итогам в августа.

Продажи подержанных автомобилей в сентябре продолжили восстановление после затяжного провала. В августе падение к аналогичному периоду прошлого года составляло 15,9% (435,5 тыс. штук), в июле — 18,7% (452,3 тыс.), в июне — 17,4% (400,5 тыс.).

В прошлом месяце рынок новых автомобилей снизился на 28,6% против 19,7% в августе (140,8 тыс. и 138,7 тыс. штук соответственно). «Сейчас на первичном рынке наблюдается смещение спроса в сторону понижения класса автомобиля, часть покупателей уходят на вторичный рынок», — отмечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. На структуру авторынка влияет несколько факторов, в том числе снижение накоплений и неуверенность в завтрашнем дне у населения, а также рост цен на новые автомобили, поясняет эксперт. По оценкам «Автостата», в этом году относительно прошлого стоимость новых автомобилей выросла в среднем на 24%. Подержанные машины почти не подорожали. Более того, с марта по июль, после резкого скачка в начале года, цены на вторичном рынке снижалась на 2-3% в месяц.

По итогам сентября лидеры первой десятки рынка авто с пробегом — Lada и Toyota — пок​азали самое большое падение — 13,5 и 13,7%. Меньше всех — на 1,5%, упал Ford. Нарастить продажи удалось только Kia — 3,7% (такая же динамика у марки и на рынке новых машин).

В модельном рейтинге топ-25 «Автостата» по итогам сентября 2015 года половину (12 из 25) составляют модели Lada. Абсолютными лидерами по объему вторичного рынка в целом, как и в прошлом месяце, были три модели Lada (2107, 2114, 2110), среди иномарок — Ford Focus.

Среди моделей лидером стала Lada 2107, но и ее объемы в сентябре упали на 17,9% — ниже среднерыночного показателя. Четыре модели из числа тех, что вошли в топ-25, продемонстрировали в сентябре положительную динамику — Kia Rio (+21,5%), Hyundai Solaris (+15,8%), Ford Focus (+3,2%), Lada 2107 (+0,3%). Остальные ушли в «минус», в диапазоне от 1,2% (Renault Logan) до 26,9% (Lada 2106).

Вторичный рынок, по оценке Удалова, в октябре-декабре зафиксирует текущие объемы продаж. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» считает, что продажи новых автомобилей до конца года будут расти с учетом сезонности, но в относительных цифрах первичный рынок продолжит показывать падение на уровне 30-37% в месяц. В целом по году аналитик ожидает спад на уровне 33%. Цены на новые и старые автомобили до конца года, скорее всего, не изменяться, считают Удалов и Беспалов. Но если рубль продолжит укрепляться, к концу года автопроизводители могут объявить дополнительные скидки на новые машины, добавляет Беспалов.

По мнению гендиректора ГК «АвтоГермес» Дмитрия Полунина, процесс смещения спроса от первичного авторынка к вторичному продолжится и в 2016 году. «Мы придем к тому, что официальные дилеры, как, например, в Европе и США, будут продавать столько же подержанных машин, сколько новых», — отмечает Полунин. Сейчас на долю автомобилей с пробегом приходится не более 20-40% продаж дилеров. 

Руководитель отдела продаж автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Бусаров отмечает, что дилеры сейчас активно развивают направление продаж подержанных машин, поэтому вторичный авторынок становится более цивилизованным. Это тоже поддерживает спрос на подержанные автомобили, добавил Бусаров.

Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Ловушки «буддийского маркетинга»: что учесть при выходе на рынок Таиланда
Pro
Twitter лучших времен: чем соцсеть Bluesky привлекает пользователей
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах