Бизнес, 09 окт 2019, 09:09

Правительство предложило альтернативу арктическим льготам для нефтяников

Но экспериментальный налог и субсидии не устроили компании
Вместо налоговых льгот новые арктические проекты «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга» Эдуарда Худайнатова могут получить поддержку в виде экспериментального налога, а старые — субсидии
Читать в полной версии
Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg

Системные меры вместо «лоскутного одеяла льгот»

Вице-премьер Дмитрий Козак и министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов 8 октября обсудили стимулы для развития нефтегазовых проектов в Арктике. На совещании также ожидали вице-премьера Юрия Трутнева (курирует Дальний Восток и Арктику), но он не смог присутствовать «из-за сложного графика». О встрече РБК рассказали два источника в правительстве и подтвердили представители Козака и Трутнева.

Как поясняют источники РБК, чиновники обсудили стимулы для развития Арктики. Это делается в преддверии совещания у президента Владимира Путина о предоставлении льгот для проектов в регионе: планировалось, что оно может состояться на следующей неделе, но пока перенесено на неопределенный срок, рассказывает один из источников РБК. «Совещание в подготовке. Пока даты нет», — сказал РБК пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Козак и Козлов решили, что нефтегазовые проекты могут получить два вида поддержки: новые — перейти на уплату экспериментального нефтяного налога, налога на добавленный доход (НДД), а старые, возможно, получат бюджетные субсидии, рассказали РБК два собеседника, близких к участникам совещания. НДД позволяет компаниям платить налог не с выручки (так взимаются НДПИ и экспортная пошлина), а с финансового результата. Таким образом компании не платят налог, пока проект не выйдет на положительный финансовый результат. Налог применяется в пилотном режиме первый год, результаты эксперимента пока не раскрыты. Каким может быть размер субсидии для старых проектов, собеседники РБК не говорят.

О том, что на совещании обсуждали применение НДД к новым проектам, позднее рассказал и директор департамента Минфина Алексей Сазанов. «Действительно, обсуждалось не расширять лоскутное одеяло льгот, которое сейчас есть. [Вместо этого предлагается] системная мера — НДД. Соответственно, новые арктические проекты предложили также рассматривать в рамках проекта НДД», — отметил он (цитата по «Интерфаксу»). По словам Сазанова, с учетом сложности разработки этих месторождений могут быть скорректированы некоторые параметры НДД.

Представители Козака и Трутнева отказались комментировать итоги совещания. Представитель Козлова сказала РБК, что «мнений звучит много, и пока окончательное решение не принято, можно и говорить, и спорить, и предполагать». По ее словам, «точку в вопросе арктических преференций в нашей стране может поставить только один руководитель. Но когда это произойдет, пока говорить рано».

Поддержка для нефтяников

Правительство должно стимулировать разработку арктических проектов, чтобы выполнить указ президента и обеспечить грузопоток по Северному морскому пути в объеме 80 млн т к 2024 году. Для этого Минвостокразвития подготовило законопроект, который предполагает полное освобождение от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) новых нефтегазовых месторождений, а для уже работающих — налоговый вычет из НДПИ на сумму инвестиций, писали «Ведомости». Еще одна инициатива — нулевые ставки налога на имущество, земельного налога, снижение налога на прибыль до 7% (сейчас 20%) и страховых взносов до 7,6% (сейчас базовая ставка 30%) на 30 лет.

Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин предложил Путину увеличить поддержку за счет распространения льгот по НДПИ на действующее Ванкорское месторождение компании. Он выступил за создание в Арктике нефтегазового кластера «Восток Ойл» на базе старых и новых месторождений «Роснефти», а также масштабного нового Пайяхского проекта «Нефтегазхолдинга», принадлежащего экс-главе «Роснефти» Эдуарду Худайнатову. Партнеры могут инвестировать в этот проект больше 5 трлн руб. (на эти деньги будут построены новые трубопроводы, морские терминалы, аэропорты и линии электропередачи), но его невозможно реализовать при действующих ставках на заемное финансирование, поэтому глава «Роснефти» и просил льгот, которые оцениваются в 2,6 трлн руб., писали «Ведомости».

Как утверждает источник РБК, близкий к одной из нефтяных компаний, подход Козлова и Козака бизнес пока не слишком устраивает: по оценкам компаний, инвестиции в проекты слишком велики и поддержки в виде НДД недостаточно.

Налоговая нагрузка при НДД будет зависеть от его параметров, которые исчисляются по формуле, сказал РБК аналитик S&P Александр Грязнов. Теоретически на первом этапе реализации проекта налоговая нагрузка при НДД может быть сопоставимой с той, которая сложится при обнулении НДПИ: пока расходы проекта больше доходов, НДД он не платит, говорит аналитик. По его словам, налоги, похожие на НДД, успешно используются в мире для разработки месторождений, в том числе в Арктике. «Но для нефтяников льготы по НДПИ выглядят намного боле понятным механизмом поддержки, их просто администрировать. НДД более сложный в прогнозировании: сумму налога нужно рассчитывать ежемесячно с учетом инвестиций. Кроме того, нефтяники только начали тестировать НДД, и какой в итоге будет налоговая нагрузка, непонятно», — заключил Грязнов.

Представитель «Нефтегазхолдинга» отказался от комментариев. Представитель «Роснефти» не ответил на запрос РБК.

Худшая азиатская валюта за год. Почему курс рупии бьет антирекорды
Проклятие Nokia. Спасет ли на этот раз компанию $1 млрд инвестиций
Перфекционизм и страх мешают креативности. Как ее развить
ИИ-стартап Anthropic собрался на IPO. Почему это может быть плохой идеей
Миллионы покупательниц: почему рекламодатели забыли про женщин 45+
«Я старался, но все зря»: как понять, что вы застряли во фрустрации
Глава Института Европы — о том, как вернуться к диалогу России и ЕС
Каждую секунду - мусоровоз пластика. Почему мир не может решить проблему