Бизнес, 10 авг 2015, 21:32

Больше трети крупных нефтезаводов в России сдвинули сроки модернизации

Сразу 15 крупных российских НПЗ передвигают сроки модернизации минимум на год. Это может привести к дефициту топлива на внутреннем рынке уже в 2016 году, предупреждают эксперты
Читать в полной версии
Фото: Bloomberg

Ремонт с отсрочкой

О том, что 15 крупных НПЗ запланировали перенос сроков модернизации на один-четыре года, говорится в апрельской презентации института ВНИПИНефть о состоянии российских проектов в области нефтепереработки (копия есть у РБК). Доклад института (на 38% принадлежит Росимуществу) готовился к профильному совещанию в Минэнерго, которое должно было состояться весной, уточнил РБК гендиректор ВНИПИНефть Владимир Капустин. По его словам, с тех пор данных о том, что кто-то из компаний решил ускорить сроки ремонтных работ, не поступало.

По данным Thomson Reuters, всего в России 37 НПЗ мощностью от 1 млн т нефти в год. Выходит, сроки модернизации переносят больше 40% крупных предприятий. Из 15 НПЗ, упомянутых в презентации ВНИПИНефть, восемь принадлежат «Роснефти» (всего у компании 9 нефтеперерабатывающих заводов). Остальные — «Сургутнефтегазу» (Кириши), «Славнефти» (Ярославский НПЗ), «Газпром нефтехим Салавату» и независимым компаниям (Афипский, Марийский и Ильский НПЗ).

Представители «Роснефти» и других упомянутых компаний отказались от комментариев. Перенос сроков модернизации подтвердил только вице-президент Кубанской нефтегазовой компании (владеет Ильским НПЗ) Марат Басыров. По его словам, пересмотр программы модернизации завода был одобрен и согласован с Минэнерго еще в прошлом году. Представитель ведомства от комментариев отказался.

О том, что многие нефтяные компании откладывают проекты по модернизации своих заводов, говорит и директор по развитию бизнеса компании «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. По его данным, на 2016–2017 годы перенесено введение мощностей, которые в текущем году должны были дать до 2,5 млн т бензина Евро-5, на 2019–2022 годы — ввод установок суммарной мощностью еще 3,9–4 млн т.

Главные причины переноса сроков модернизации — последствия налогового маневра, резкое падение курса рубля и секторальные санкции со стороны стран ЕС и США, из-за которых компании сталкиваются с проблемами при закупке импортного оборудования, перечисляет Капустин.

«Если будет выявлено, что действия компаний по переносу сроков завершения строительства и ремонтов приводят к дефициту бензина в стране или в отдельных регионах, мы будем вынуждены возбуждать антимонопольные дела против нарушителей», — предупреждает начальник управления контроля ТЭК Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин РБК. По его словам, «Роснефть» и другие нефтяные компании уже уведомили ФАС о переносах сроков ввода установок на ряде НПЗ, но не в полном объеме: «Компании обязаны предоставить нам планы о задержках ввода НПЗ в эксплуатацию в 2016–2018 годах, но полной картины мы пока не видим».

Нефтепереработка в цифрах

15 НПЗ в России из 37 мощностью от 1 млн т бензина в год запланировали перенос модернизации на 2016–2020 годы

288,9 млн т составил объем нефтепереработки в России в 2014 году. Это на 5,2% больше, чем в 2013-м

На 1,7%, до 139,8 млн т, сократилась переработка нефти в первом полугодии 2015 года по сравнению с первым полугодием 2014-го

74% в объеме российского производства составила в 2014 году доля бензина стандарта Евро-5.

На 3,3 млн т, с 38,4 до 35,1 млн т, по расчетам Минэнерго, снижено прогнозное производство бензина Евро-5 в 2016 году в связи с переносом сроков модернизации ряда НПЗ

95% составляет средняя загрузка российских НПЗ. Среднемировой показатель загруженности — 82%

290 млрд руб. было инвестировано в нефтепереработку в 2014 году

Источники: Thomson Reuters, Минэнерго, «ВНИПИнефть»

Хватит ли бензина?

По данным Минэнерго, общий объем производства бензина в России в прошлом году снизился на 1%, до 38,3 млн т. В январе—июне 2015 года производство выросло на 2,8%, до 19,4 млн т. Но уровень загрузки российских НПЗ (в среднем — 95%) носит «критический характер», говорит Капустин.

Минэнерго прогнозирует, что общее потребление бензина в этом году составит 35,7 млн т, выпуск — 36,8 млн т, из которых только 28,2 млн т придется на бензин стандарта Евро-5 (остальное — Евро-4).

Но на 2016 год запланирован полный переход на продажу в России бензина Евро-5 (предполагается что Евро-4 будет продолжать выпускаться, но только для реализации на экспорт). При этом, по прогнозам Минэнерго, производство бензина Евро-5 в стране превысит общее потребление только к 2018 году. В 2016 году внутреннее потребление ожидается на уровне 36–37,4 млн т, а выпуск бензина Евро-5 — лишь 35,1 млн т, следует из материалов ведомства. Министр энергетики Александр Новак в конце июля говорил, что полный переход на Евро-5 с 2016 года может повлечь риск дефицита топлива. Нехватку он оценил в 2–4 млн т.

О возможном дефиците бензина на внутреннем рынке предупреждали и сами нефтяники. В середине июля президент «Роснефти» Игорь Сечин написал президенту Владимиру Путину письмо, в котором предупредил, что без дополнительных льгот для нефтепереработки Россия может столкнуться с дефицитом бензина на внутреннем рынке до 5 млн т в год к 2017 году. В том же письме говорилось о риске полной остановки проектов модернизации НПЗ крупными компаниями либо их существенном затягивании.

В числе льгот, о которых просил Сечин, были субсидирование процентной ставки по займам для инвестиций в проекты модернизации НПЗ, отказ от индексации для железнодорожных тарифов и налоговые каникулы по экспортной пошлине на нефтепродукты в зависимости от глубины переработки (понижение ставки для продуктов с более высокой глубиной переработки) либо дифференциация этих пошлин в зависимости от класса произведенного бензина.

Пока решений ни по льготам, ни по переносу сроков полного перехода на Евро-5 нет. В начале июня на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича было решено не продлевать разрешение на оборот в России бензина Евро-4. Но чиновники и компании могут вернуться к этому вопросу в октябре на президентской комиссии по ТЭКу, говорит один из участников совещания у вице-премьера.

ФАС поддерживает продление оборота Евро-4 для сохранения объема продаж бензина на внутреннем рынке, говорит начальник управления контроля ТЭКа Дмитрий Махонин. С предложением отсрочки полного перехода на Евро-5 выступил и Минпромторг, сообщил в понедельник «Коммерсантъ».

Даже при сохранении нынешних планов бензина на внутреннее потребление в стране было бы достаточно, считает аналитик ИК «Топливный интегратор Алгоритм» Виктор Костюков. Но у компаний есть обязательства по экспорту и сохранению определенных запасов топлива, оговаривается эксперт. Турукалов допускает, что при полном переходе на Евро-5 со следующего года дефицит возможен. И самая простая мера — сохранить продажи бензина низшего качества до завершения модернизации НПЗ. В качестве дополнительной меры можно было бы обязать нефтяников поставлять в страну бензин, который они производят по давальческой схеме на белорусских НПЗ, считает эксперт. Это дало бы гарантию поставок на внутренний рынок дополнительно: по данным Минэнерго, в 2015 году Белоруссия должна была поставить на российский рынок 1,8 млн моторного топлива, но пока не выдерживает график, российские компании в 2016 году могли бы загрузить ее НПЗ на этот объем.

Как ФАС сдерживает рост цен на бензин

29 июля 2015 года

ФАС заявила о формировании резерва бензина для Сибири

Как пояснил глава управления контроля ТЭК Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин, регион нуждается в резерве топлива в связи с предстоящим плановым ремонтом на двух сибирских нефтеперерабатывающих заводах. По его словам, формирование запаса должно быть произведено за счет нефтяных компаний. В частности, отгружать нефтепродукты в резерв будет «Газпром нефть».


25 июня 2015 года

ЛУКОЙЛ снизил цены на топливо после жалоб покупателей

Несколько трейдеров и владельцев АЗС пожаловались в ФАС на то, что ЛУКОЙЛ в течение нескольких месяцев держал цену на бензин выше рынка. 12 июня ведомство потребовало от компании до 22 июня прекратить продажу топлива на бирже по завышенным ценам, чтобы сделки с ним были выгодны всем участникам торгов. В ответ президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов отправил руководителю службы Игорю Артемьеву письмо, в котором заверил, что компания продает топливо не только собственным сбытам и АЗС, но и сторонним покупателям, соблюдая равномерность торгов. «Мы выполнили те предписания, которые дала антимонопольная служба. Я ответил, те обоснования, которые мы привели, приняты ФАС», — заявил он РБК.


9 декабря 2014 года

Путин раскритиковал рост цен на нефтепродукты

Президент Владимир Путин на заседании правительства выразил недовольство ростом розничных цен на нефтепродукты на фоне падения мировых цен на нефть и снижения оптовых цен на бензин и дизельное топливо. «На 10% на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты — при снижении мировых цен на нефть на 35%. Но и это еще не все. Это не вызывало бы особых вопросов, хотя они, безусловно, есть, но основной рост зафиксирован в розничном сегменте, в то время как в оптовом цены снижаются. Это как вообще понять? А куда ФАС тогда смотрит?» — возмутился президент и поручил ФАС навести порядок на рынке. В тот же день ФАС призвала российские нефтяные компании привести цены на своих АЗС в соответствие с ситуацией на рынке. Еще через день глава «Роснефти» Игорь Сечин заверил, что компания не позволяет себе спекуляций на рынке нефтепродуктов с целью повышения цен, и пообещал удерживать самые низкие цены на заправках компании.

Pro
Высокий фикс и падающий процент. Почему отделы продаж не зарабатывают
Pro
Сможет ли Sequoia Capital выжить на новом венчурном рынке — The Economist
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как с 1990-х годов менялось наследственное планирование у бизнесменов
Pro
Уйти из найма в консалтинг. Как продвигать свою экспертизу: 3 направления