Бизнес, 10 ноя 2014, 00:05

Президент Ford Sollers – РБК: «Нам пришлось поднимать цены»

Последние десять лет компания Ford гордо несла звание первой в России «народной» марки и одного из лидеров развивающегося авторынка. В этом году для нее настали черные времена – главная модель производителя Focus показала сильное падение, общие продажи марки за девять месяцев снизились на 42%. Но руководство компании не опускает руки, говорит РБК президент совместного предприятия Ford Sollers Тед Каннис. На ближайший год компания запланировала вывод на рынок шести новых моделей. Успех продаж будет зависеть от цен, на которые влияют ослабление рубля и программы утилизации.
Читать в полной версии
(Фото: Катерина Кочетова для РБК)

«Непросто будет до 2016 года»

– Как некогда самая продаваемая иномарка – Ford Focus – показала самое сильное падение продаж в этом году?

– Есть несколько причин. Отчасти это связано с общим снижением продаж в C-сегменте последние два-три года. Очевидно, что лучше растут продажи машин классом ниже и, конечно, кросcоверы.

– Снижение продаж в C-классе настолько заметно?

– В этом году, это около 15%, в 2013 – 20%. Это сложно не заметить.

– Но внутри C-сегмента продажи Focus падали быстрее...

– Я назвал первую причину. Вторая – многие компоненты модели приходят из Европы. Нам пришлось поднимать цены, переложив на плечи покупателей часть потерь от колебаний курса рубля.

– Как девальвация рубля отразится на финансовых показателях в текущем году и 2015-м?

– Мы не раскрываем финансовый прогноз. Но могу сказать, что в 2011 году мы в своих прогнозах исходили из того, что стоимость евро не превысит 40 руб. Сегодня это не так.

– Не получится, что следующий год станет периодом ценовых войн компаний, которые держат цену, с теми, кто вынужден менять ценники, из-за роста курса доллара и евро?

– Ключевые игроки рынка чувствуют давление со стороны укрепляющихся доллара, евро и корейской воны, но цены сильно не меняются. В следующем году они должны будут скорректировать прайс-лист. Слабая японская иена поддержит японцев, это видно уже сегодня.

– И что делать?

– Повышать локализацию. Использовать местную сталь, местные комплектующие. Мы быстро ищем российских поставщиков, но рубль падает быстрее. Пока есть резервы локализации даже для Focus: раньше мы брали материалы, теперь все чаще готовые детали местного производства, например отделку салона. В следующем году мы запустим сборку двигателей в России.

– Сколько продлится нестабильность на российском авторынке?

– Сегодня мы считаем, что будет непросто в среднесрочной перспективе, до 2016 года. Это вызвано и колебаниями рубля, и снижением цен на нефть. Внешние факторы – геополитика и стагнация в ЕС, это тоже влияет на спрос на энергоносители из России. Можно говорить о кризисе на два года.

В долгосрочной перспективе мы верим, что вы можете стать рынком номер один в Европе. Нефть и газ всем пока нужны, у вас все еще мало машин на 1000 человек (если брать Польшу или Испанию).

«Агрессивно перестраивайте бизнес»

– Санкции влияют на вас?

– Смотрите, как это работает. Санкции снижают приток иностранных инвестиций. Это давит на рубль. Ставки по кредитам растут. Все это будет сказываться на рынке еще два года. На моих операциях это никак не отразится, а вот кредит станет дороже для покупателя.

Стратегически можно говорить о нестабильности. В такой период сложно продавать товары длительного пользования, ведь покупатели проявляют осторожность. Долго взвешивают за и против, ждут определенности в работе, семейных вопросов... Как только ясность появляется, продажи идут вверх, как это было в 2009 году.

Мы не меняем своих планов – запустить 6 новых моделей за 14 месяцев. На рынок уже вышел новый Transit, на подходе EcoSport. В следующем году – пуск завода двигателей.

Ford в России

1907 год Первое появление Ford в России: в Санкт-Петербурге назначен первый официальный дилер компании. Примерно тогда же открылось представительство компании в Москве на Петровских линиях.

31 мая 1929 года Ford получил контракт на строительство Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде. Первые автомобили ГАЗ были сделаны в 1932 году на основе моделей Ford.

1987 год Американская компания вернулась в Нижний Новгород: у советского правительства были планы делать иномарки Ford на производственных линиях, которые выпускали «Волгу». Развал СССР похоронил этот проект, но компания Ford уже в 1991 году утвердила первого дилера в Москве, начав осваивать новый российский рынок.

Октябрь 2011 года Ford и российская компания Sollers создали совместное предприятие, к которому переходило право производить и продавать всю продукцию под брендом Ford в России. Ford Motor Company внесла в СП завод во Всеволожске и дистрибуцию, а Sollers – две производственные площадки в Татарстане. В конце 2011-го Sollers оценила свой вклад в СП в 11,6 млрд руб. (около $370 млн). До 2015 года стороны обязались инвестировать в России $1,5 млрд, правда, за счет кредита ВЭБа. Совместное предприятие производит модели Focus, Mondeo, Kuga, S-Max, Galaxy, Explorer и Transit для российского рынка.

За девять месяцев 2014 года компания продала в России 44 938 машин, на 42% меньше, чем за тот же период 2013 года.

– Где тот горизонт, достигнув который компания пересмотрит планы в России? Как долго вы будете верить в рынок?

– На каждом столе у нас стоит памятка. «Агрессивно перестраивайте бизнес, чтобы оставаться прибыльным и удовлетворять спрос» (читает). Так что все зависит от конкретной ситуации. Если рубль просядет – один рецепт, если падает объем продаж – другой. Нам приходится каждый месяц смотреть, что меняется, что нового и корректировать стратегию.

Когда мы увидели снижение курса рубля, то резко скорректировали план производства. В первом квартале спрос был высокий (так всегда при падении национальной валюты) и мы учитывали это. Летом, вы видели, мы снизили план сборки. В сентябре у нас были продажи лучше конкурентов, почему? Мы пересмотрели линейку предложения в пользу кроссоверов. Их хорошо покупают сейчас. Нам помогла программа trade-in – дилеры продали уже более 3000 автомобилей. Утилизация также помогает нам: половина продаж кроссовера Kuga идут этим путем.

– Сдвигаются ли сроки окупаемости проектов в России?

– Очевидно, что точка окупаемости, ожидаемый нами финансовый результат, передвинуты на более поздние сроки. Точных цифр не дам. Причем меняются не затраты или цены для поставщиков, а объемы, чем они меньше, тем дольше сроки окупаемости.

– Вы участвуете в переговорах с правительством по продлению программы утилизации на следующий год?

– Мы активные участники диалога. Наша позиция – программу надо продлевать, она помогает отрасли. В сентябре она сработала, поможет и в октябре. Если 2015 год пройдет без программы утилизации, то продажи новых машин еще просядут

– Будете снижать выпуск и занятость?

– Каждый месяц мы проводим ревизию планов. Но мы уже скорректировали производственные планы и прямо сейчас мне не надо ничего менять. Когда программа закончится (и ее не продлят), буду смотреть, как и что снизить. Но в этот раз в любом случае мне не придется сокращать людей. Новые модели требуют рабочих рук. Другое дело, что объем выпуска можно будет снизить.

На ближайший год компания запланировала вывод на рынок шести новых моделей, надеясь что они вернут марку Ford. (Фото: Катерина Кочетова для РБК)

«Каждый год выбывают 5% дилеров»

– Вы утвердили план производства на следующий год?

– Мы не раскрываем годовой план. Я понимаю точно, каким будет первый квартал. Затем будут смотреть месяц 2015 года к месяцу 2014-го, как все идет. Пока план очень сбалансированный.

– Будете экспортировать собранные в России машины?

– Мы изучали Казахстан и Белоруссию. В последнем случае не имеет смысл возить машины из-за экологического сбора. В Казахстан отгрузим первые машины в ноябре. Первый заказ – 300 машин, со временем речь пойдет о тысячах.

– Вы выигрываете от решения правительства закупать для госнужд только машины, собранные в Таможенном союзе?

– Мы это поймем по новым заказам. Думаем, что поможем продажам, в частности, легкого коммерческого транспорта, которые собираем в России. Если это распространится на госкомпании и госбанки – будет еще лучше.

Сегодня на долю госзаказа приходится менее 1% продаж. Но это важный для нас покупатель.

– Как себя чувствуют дилеры марки?

– С каждым дилером мы прорабатываем финансовый план. Недавно мы собирали всех на представление новой модели. И они пока оптимистично настроены. У нас еще 4 новые модели, которые будут популярны в регионах. Например, Fiesta – это интересный покупателям B-класс.

– Кто-то отказывался от дилерства?

– Ничего необычного не происходит. Обычно каждый год выбывают 5% дилеров.

– Какой у вас объем долга, ведете ли переговоры о реструктуризации?

У нас один кредит – $1,2 млрд. (36 млрд руб.), который взят в ВЭБе. Долг в рублях, не надо его реструктурировать. У нас есть новые проекты, под которые придется привлекать средства, но в этом моменте проблем нет.

– Клиенты стали консервативней по части займов?

– В среднем по году 45% продаж идет в кредит, в сентябре так продавалась каждая вторая машина.

«В автопроме это будет другой кризис»

– Что кризис изменил на рынке, чем он отличается от предыдущего?

– Сейчас не 2008-й год. Тогда нефть ушла до 40 долл. и кризис был не только у вас, а по всему миру. Сейчас – это локальные проблемы. США на подъеме, доллар укрепляется и деньги инвесторов уходят. Россия сегодня в лучшей форме с точки зрения резервов и цены на нефть. Инвесторы, конечно, напуганы санкциями, но через пару лет страх пройдет.

Все крупные компании построили заводы в России. Сегодня куда больше моделей собирается внутри страны, и рынок может предложить альтернативу импорту. Так что в автопроме это будет другой кризис, отличный от 2008 года.

– Ваш прогноз цены на нефть и курсов валюты, на который вы опираетесь.

– В долгосрочной перспективе в Ford верят, что нефть вернется на отметки выше $100. Если вы не Саудовская Аравия, вы не можете добывать нефть дешевле $40 за баррель, технологии совершенствуются, но не так быстро, как хотелось бы. США растут, Европа отходит от стагнации – спрос на энергоносители растет.

По рублю ЦБ придется повышать учетную ставку, чтобы ослабить давление на курс национальной валюты и сдержать рост инфляции.

Вы ездите за рулем по Москве?

– Нет. Мне скорее удобно работать в машине, под рукой есть Wi-Fi – все условия для работы.

Смогли выучить русский?

В России у меня столько дел, что нет времени даже выучить русский язык. Я могу понять, что написано, какие-то слова, но не говорю. В Аргентине, Бразилии и Турции было по-другому.

В семейном автопарке есть Ford?

– У меня есть только служебная машина. Другое дело – родные и близкие. Дед и бабушка у меня познакомились на заводе Ford, родители жили в Хайленд-Парке – это рядом с предприятием. Думаю понятно, что у них в гараже.

 



Тед Каннис окончил Университет Индианы по магистерским программам в области бизнес-администрирования и финансов. В Мичиганском университете он получил степень бакалавра в области искусств и философии.

Тед начал свою карьеру в Ford в качестве финансового аналитика. В сфере финансов он проработал 13 лет, включая различные должности в Бразилии и США. В 2000 году он был назначен финансовым директором Ford Andina в Венесуэле. В 2002 году был назначен президентом Ford Аргентина. В период с 2005 по 2009 год Каннис занимал различные руководящие позиции в маркетинге в США. С 2009 года и до своего текущего назначения занимал позицию заместителя генерального менеджера Ford Otosan в Турции.

С 3 октября 2011 года Тед Каннис является президентом и СЕО Ford-Sollers.

Совместное предприятие Ford Sollers создано на паритетной основе в октябре 2011 года. Ford внес в уставный капитал предприятия свой завод во Всеволожске (Ленинградская область), Sollers – заводы в Алабуге (Татарстан). Совместное предприятие производит модели Focus, Mondeo, Kuga, S-Max, Galaxy, Explorer и Transit для российского рынка. За девять месяцев 2014 года комания продала в России 44 938 машин, на 42% меньше, чем за тот же период 2013 года.

Pro
«Отмените субсидии». Как политика Трампа повлияет на рынок электрокаров
Pro
В Китае сложилась необычная система продвижения товаров. Как она устроена
Pro
«Сэкономили 493 млн рублей»: 3 инструмента для оптимизации логистики
Pro
Уволили за эксперименты: каково работать в Revolut — в шести пунктах
Pro
«Доллар вернется к ₽121». Почему падает рубль и что будет с инфляцией
Pro
Глупцы на Олимпе. Почему компании меньше платят сотрудникам с высоким IQ
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
«С задачей все ок»: что можно писать зумерам, и нельзя — бумерам