Падение экономики, 10 ноя 2015, 15:03

Стабилизация рубля привела к обвалу на автомобильном рынке

В октябре этого года продажи новых легковых автомобилей в России сократились почти на 40%, свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В ней объясняют усиление спада стабилизацией курса рубля
Читать в полной версии
(Фото: Мария Ионова_Грибина для РБК)

​Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в октябре 2015 года в России сократились на 38,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом говорится в пресс-релизе, выпущенном Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ). В сентябре спад продаж составлял 28,6%, а августе — 19,7%.

В общей сложности за октябрь в России было продано порядка 130 тыс. автомобилей. По сравнению с октябрем прошлого года разница составила 81 407 машин.

Крупнейший российский автопроизводитель АвтоВАЗ в октябре снизил продажи на 46%, до 20,6 тыс. машин. Некогда бессменный лидер рейтинга топ-25 самых продаваемых автомобилей Lada Granta четвертый месяц подряд уступает первое место Hyundai Solaris. Зато в октябре в этот список вернулся Ford Focus (выбыл из рейтинга в декабре 2014 года). «Мы рады, что благодаря обновлениям в автомобиле смогли привлечь новых покупателей в наши дилерские центры», — сказал представитель Ford Sollers. Лидерами продаж являются десять автомобилей российской сборки. Помимо Solaris и Granta в этом списке Kia New Rio (третье место), Volkswagen Polo (четвертое), Renault Duster (пятое), Renault Logan (шестое), Renault Sandero (седьмое), Chevrolet Niva (восьмое), Lada Largus (девятое) и Lada Kalina (десятое).

По​ словам председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, усиление спада связано со стабилизацией курса рубля. Он констатировал, что темп падения рынка в октябре ускорился «после короткой передышки в августе и сентябре».

«Основная причина разворота тренда — нынешний стабильный курс рубля, неожиданное падение которого в августе привело к увеличению продаж за счет будущих периодов. Именно покупателей, сделавших свой выбор в то время, сейчас и не хватает», — объяснил Шрайбер. Он добавил, что негативное влияние на розничные продажи оказывают «приостановка правительственной программы по поддержке утилизации и trade-in, первоначально начатой в сентябре прошлого года».

Не дороже $10 тысяч: десять самых популярных в кризис автомобилей
Фотогалерея

Авторынок в октябре подвели сентябрьское повышение цен на автомобили на 10–15% и высокие продажи в августе, из-за чего произошло смещение спроса, поясняет директор по продажам «АвтоСпецЦентра» Александр Зиновьев. «Сейчас сложно прогнозировать продажи до конца года из-за высокой волатильности курсов валют. Но на текущий момент по количеству заключенных контрактов на покупку автомобиля ноябрь пока уступает результатам предыдущего месяца», — говорит он. Эксперт не ждет новогоднего всплеска продаж: в декабре спрос будет на уровне ноября.

Для поддержания продаж на падающем рынке BMW, например, запустила программу, по которой при покупке BMW 3-й серии клиент получает бесплатное ТО на 100 тыс. км без ограничений по году. «То есть в среднем на ближайшие пять—семь лет владелец автомобиля может забыть о тратах на регулярные визиты в дилерский центр», — говорит директор по корпоративным коммуникациям «BMW Group Россия» Василий Мельников. В компании также уверены в успехе вывода на рынок новой BMW 7-й серии. «Что касается перспектив следующего года, то мы скорее полагаемся на нейтральные прогнозы аналитиков», — добавил Мельников. В Ford Sollers не ждут восстановления рынка «в ближайшее время».

В конце октября Минэкономразвития опубликовало проект прогноза социально-экономического развития на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, в котором ожидается небольшой рост продаж новых автомобилей в 2016 году. Ведомство предполагает, что в следующем году рынок может начать восстанавливаться после трех лет непрерывного падения.

Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР