Бизнес, 10 дек 2021, 17:11

«Черкизово» консолидирует 100% поставщика индейки «Пава-Пава»

В обмен испанская Grupo Fuertes увеличит долю в крупнейшем в России производителе мяса птицы
Группа «Черкизово» в обмен на собственные акции приобретет долю испанского партнера Grupo Fuertes в совместном предприятии «Тамбовская индейка». Это упростит управление активом на растущем рынке индюшатины, говорят эксперты
Читать в полной версии
Фото: cherkizovo.com

Группа «Черкизово», крупнейший российский производитель мяса птицы, договорилась со своим партнером и акционером — испанской Grupo Fuertes — о покупке у нее 50% в совместном предприятии «Тамбовская индейка», говорится в сообщении российской компании.

Долю в производителе популярного бренда индейки «Пава-Пава» «Черкизово» намерено приобрести, используя часть акций зарегистрированной в марте допэмиссии (всего на 10,3 млн ценных бумаг). Одно из юридических лиц российской группы выкупит по открытой подписке часть акций и передаст их Grupo Fuertes в обмен на ее долю в СП. На сколько в результате вырастет доля Grupo Fuertes с нынешних 8,58% в «Черкизово», группа не раскрыла.

Партнеры планируют завершить сделку в первом квартале 2022 года. ФАС России уже удовлетворила ходатайство компании «Агропромышленный комплекс «Михайловский» (входит в группу «Черкизово») о приобретении 50% ООО «Тамбовская индейка», сообщили в пресс-службе ведомства. РБК направил запрос в Grupo Fuertes.

Совместное предприятие «Тамбовская индейка» с паритетным владением «Черкизово» и Grupo Fuertes создали в 2012 году. По данным консалтингового агентства Agrifood Strategies, в 2020 году «Тамбовская индейка» была вторым по величине производителем мяса индейки в России с объемом 49 тыс. т. Лидером рынка по итогам прошлого года стала группа «Дамате», которая произвела 151,2 тыс. т индюшатины.

Летом 2020 года была введена вторая очередь «Тамбовской индейки», которая увеличила мощности производства в полтора раза — до 85 тыс. т в год. В прошлом году на мясо индейки приходилось 4% от продаж всей мясной продукции «Черкизово» (по данным самой компании, в 2020 году «Тамбовская индейка» произвела 57 тыс. т мяса индейки в живом весе). Как сообщала группа в отчетности, продажи мяса индейки за девять месяцев 2021 года выросли год к году на 36%, до 6,9 млрд руб. Операционный убыток СП за шесть месяцев 2021 года составил 451 млн руб.

Сумма сделки

Цену размещения акций, которые будут использованы для выкупа доли Grupo Fuertes в «Тамбовской индейке», совет директоров «Черкизово» определит 15 декабря 2021 года. Эта цена, как уточняет группа, будет установлена исходя из рыночной стоимости бумаг. В первую декаду этого месяца акции «Черкизово» торговались на Московской бирже по 2,7–3,1 тыс. руб. за бумагу. В пятницу, 10 декабря, на момент закрытия торгов капитализация группы составила 110,9 млрд руб.

Стоимость «Тамбовской индейки», по оценке гендиректора агентства «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, может составлять около 15 млрд руб., исходя из начальных инвестиций партнеров на сумму 10 млрд руб. и текущего развития компании.

Стороны сделки

Покупатель

Группа «Черкизово», производитель мясной продукции под брендами «Черкизово», «Петелинка», «Куриное царство», основана в 1993 году Игорем Бабаевым. Предприятия холдинга занимаются выращиванием скота и птицы, производством мясной продукции, зерновых культур и комбикормов. В 2020 году «Черкизово», согласно данным отчета компании, было крупнейшим российским производителем мяса птицы с долей рынка 14% и занимало четвертое место по производству свинины с долей 6%. В сегменте индейки на долю группы приходилось в прошлом году 15% всего производства этого вида мяса в России.

Основные владельцы «Черкизово» — сыновья Бабаева: Сергею и Евгению Михайловым принадлежит по 28,1% группы, 16,2% — у швейцарской компании Boltenko Law, 15,5% — у бывшей супруги Игоря Бабаева Лидии Михайловой, еще 8,6% — у испанской Grupo Fuertes, 0,5% принадлежит менеджменту, остальные акции находятся в свободном обращении.

За девять месяцев 2021 года выручка группы год к году выросла на 22%, до 112,6 млрд руб., EBITDA сократилась на 6,3%, до 19,5 млрд руб., чистая прибыль увеличилась на 24%, до 15,9 млрд руб.

Продавец

Семейную компанию Grupo Fuertes основал в 1954 году Антонио Фуэртес — ее история началась с маленького колбасного завода ElPozo Alimentación. Сегодня испанский холдинг, который возглавляет сын Антонио Томас Фуэртес, включает более 20 компаний. В их числе производитель мясной продукции ElPozo Alimentación и животноводческая компания Cefusa. Группа объединяет не только агропромышленные активы, в нее также входят девелоперская компания Profusa, нефтехимическая Aemedsa, сеть отелей Vis. В компании работают свыше 8 тыс. человек. Годовой оборот холдинга в 2020 году составил €1,9 млрд.

С семьей основателя «Черкизово» их связывает давняя дружба, рассказывал в одном из интервью Томас Фуэртес: по его словам, Игорь Бабаев приезжал смотреть завод ElPozo, у них «сложились хорошие отношения». Проект «Тамбовской индейки» был совместной инициативой: Grupo Fuertes «показалось интересным организовать предприятие в России и передать свой опыт производства индейки». Это была вторая попытка Grupo Fuertes создать совместный проект с Бабаевым: в 2008 году ElPozo и Национальная агропромышленная компания, которую контролировал Бабаев, подписали соглашение с администрацией Липецкой области о строительстве в регионе свинокомплекса мощностью 45 тыс. т в год, но затем из-за кризиса конечных решений о сотрудничестве достичь не удалось.

Контекст сделки

Консолидация актива должна упростить для «Черкизово» управление компанией, уточнила группа в сообщении, не раскрыв других подробностей. Ранее гендиректор группы Сергей Михайлов в интервью «Ведомостям» отмечал, что компания заинтересована в наращивании производства индейки: в целом проект «Тамбовской индейки» рассчитан на 130 тыс. т, на эти объемы компания будет выходить в том числе и за счет сделок. В ноябре «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщал, что «Черкизово» планирует приобрести тульского производителя мяса индейки «Краснобор».

Как считает Бурмистров, компании выбрали более комфортный вариант управления активом. «Для [такой] зрелой, хорошо развивающейся компании, как «Тамбовская индейка», два паритетных акционера-управленца уже избыточны», — полагает аналитик. Продажа «Тамбовской индейки» позволит Grupo Fuertes экономить на участии в управлении, при этом оставаясь акционером «Черкизово» с увеличившейся долей. Испанская компания сохранит «все положительные эффекты от работы холдинга», а с учетом публичного статуса российской компании сможет продать ее акции, если это потребуется, объясняет Бурмистров.

Время для сделки выбрано удачное — стоимость индейки значительно растет, отмечает глава «INFOLine-Аналитики». В ноябре 2021 года средняя цена реализации индейки в опте выросла на 18% к ноябрю прошлого года — с 171,6 до 202 руб. за 1 кг, указано в операционной отчетности «Черкизово».

Сделки с российскими активами иностранного бизнеса в 2021 году

  • Весной 2021 года свой бизнес в России продал производитель йогуртов Fruttis и «Нежный» — голландская FrieslandCampina, работавшая здесь почти 30 лет.
  • В августе 2021 года стало известно, что от бизнеса по производству свинины в России избавилась немецкая группа Tönnies, владельца которой местные СМИ прозвали «колбасным королем». Принадлежавшую немецкой группе агропромышленную корпорацию «Дон» за 22 млрд руб. купила тайская компания CP Foods.
  • В октябре стало известно, что производитель снеков и кондитерских изделий группа KDV купит у британско-голландского концерна Unilever завод в Тульской области, бренд «Балтимор» и права на марку майонеза Calve в России и СНГ.
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
Глупцы на Олимпе. Почему компании меньше платят сотрудникам с высоким IQ
Pro
Синдром Балды. Компании в России ищут сотрудников, которых нет в природе
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
Какие предбанкротные сделки должника Верховный суд считает нормальными
Pro
«Доллар вернется к ₽121». Почему падает рубль и что будет с инфляцией
Pro
Аналитики советуют инвестировать в биткоин, а не в золото. Почему
Pro
Топ-менеджеры 60+ нужны все меньше: как зумеры свергают авторитеты