Бизнес, 11 янв 2020, 12:00

Фонд сына Якунина продаст бизнес по производству премиального шоколада

Сеть бутиков French Kiss не оправдала ожиданий инвестора
Фонд сына бывшего президента РЖД Андрея Якунина выходит из бизнеса бутиков French Kiss, продающих премиальный шоколад. Бизнес инвесторов разочаровал — на развитие повлияли санкции и нестабильный спрос на дорогие продукты
Читать в полной версии
(Фото: Александр Кряжев / РИА Новости)

Инвестфонд Venture Investments & Yield Management (VIYM) Андрея Якунина, сына бывшего президента РЖД Владимира Якунина, договорился продать свою долю в бизнесе French Kiss — производителя и продавца шоколадных конфет. Это следует из отчетности люксембургской VIY Growth Fund за финансовый год, завершившийся 30 июня 2019 года.

В ноябре 2019-го фонд получил предложение от мажоритарного акционера French Kiss о выкупе за 150 млн руб. принадлежащих фонду 32,5%, сделку планируется завершить в 2020 году, указано в материалах VIY Growth Fund. 

VIYM рассматривает различные варианты продажи доли в сети French Kiss, заявил РБК Андрей Дегтярев, гендиректор компании Ales Capital, выступающей инвестиционным консультантом VIYM. По его словам, один из возможных вариантов — продажа доли мажоритарному акционеру French Kiss Хусейину Йаманйылмазу.

Выход VIYM из бизнеса связан с окончанием инвестиционного периода, утверждает Дегтярев. В отчетности VIY Growth Fund сказано, что результаты French Kiss оказались слабее, чем ожидалось: на развитие компании повлияли санкции и нестабильный спрос на премиальные продукты, связанный со снижением реальных доходов населения и девальвацией рубля.

Выручка по РСБУ основного российского юрлица French Kiss — ООО «Френчкисс» — в 2018 году составила, согласно данным базы СПАРК, 4,9 млрд руб., чистая прибыль — 3,6 млн руб. Данных за 2019 год еще нет. В открытых источниках есть отчетность головной кипрской FK French Kiss Ltd за 2017 год: тогда ее чистый убыток составил $506 тыс.

Хусейин Йаманйылмаз подтвердил РБК, что является мажоритарным акционером French Kiss. В письменном ответе на запрос РБК он уточнил, что окончательное решение о покупке доли у VIYM пока не принято.

Чем известен French Kiss

Компанию French Kiss, производителя и дистрибьютора премиального шоколада ручной работы, в 2003 году основал выходец из Турции Хусейин Йаманйылмаз. В середине 1990-х он занимался поставками фруктов и кондитерских изделий в торговые сети.

Первые бутики French Kiss появились в Москве в 2004 году. В имеющейся у РБК презентации French Kiss за 2019 год указано, что у сети в крупных городах — 24 собственных бутика и девять работающих по франшизе. По словам самого Йаманйылмаза, общее количество магазинов French Kiss сейчас составляет 33, из которых 23 собственных.

С марта 2015 года продукцию French Kiss изготавливает на собственной фабрике на юго-западе Москвы. В ассортименте French Kiss более 300 наименований: шоколадные конфеты, драже, пирожные, торты, а также чай. На сайте компании указано, что среди ее клиентов — Сбербанк, «Газпром», ЛУКОЙЛ, Госдума.

Фонд VIYM инвестировал во French Kiss в 2014 году. Сеть шоколадных бутиков была выбрана, в частности, из-за устойчивых темпов роста. Тогдашний гендиректор VIYM Дмитрий Шицле оценивал, что компания растет примерно на 40% в год. К 2017 году French Kiss, как следует из данных VIYM, планировала выйти на первое место среди производителей и дистрибьюторов премиального шоколада ручной работы в России как по объемам продаж и производству, так и по количеству бутиков.

Сумма сделки не раскрывалась, лишь сообщалось, что средства пойдут на финансирование инвестиционной программы French Kiss до 2017 года. В отчете VIY Growth Fund указано, что одна из структур VIYM для покупки 32,5% French Kiss получила заемные средства в размере 676 млн руб., что в 4,5 раза больше, чем сейчас Йаманйылмаз готов заплатить за пакет VIYM. Заявленные 676 млн руб. — это все инвестиции, в том числе займы, пояснили в Ales Capital.

В 2014 году весь бизнес Frech Kiss оценивался в $17 млн, сейчас доля VIYM продается как минимум в два раза дешевле, рассказал РБК собеседник, знакомый с условиями первой сделки.

Что происходит с рынком шоколада

Шоколад россияне предпочитают покупать по скидкам: по данным исследовательской компании Nielsen, шоколадные плитки — лидер продаж по промоакциям среди всех продовольственных категорий, в торговых сетях по промо продается 79% всех шоколадных плиток и 69% шоколадных батончиков и шоколадных развесных конфет. За год, завершившийся сентябрем 2019 года, в России выросли только продажи шоколадных плиток — на 4,7% в натуральном выражении, указывают аналитики Nielsen. Продажи развесных шоколадных конфет, шоколадных батончиков и ассорти упали.

Покупки шоколада всегда отражают ситуацию в стране: при росте экономики потребление шоколада, в том числе дорогого, на душу населения растет, указывает председатель совета директоров кондитерской компании «Конфаэль» Ирина Эльдарханова. По ее словам, в 2019 году у «Конфаэль» было небольшое — около 5% — падение продаж.

Фирменная сеть, на которую у French Kiss приходится около 80% продаж, — наиболее сложный для развития канал сбыта, считает Эльдарханова. Она объясняет: у торговых центров высокие арендные ставки, а покупательская способность и средний чек покупки снижаются.

Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Какие риски возникают у владельцев грузов из Китая
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
У судей новая позиция по крупным сделкам. К чему готовиться компаниям
Pro
«Не откладывать решение». Что происходит с рынком вторичного жилья России
Pro
Клиенты в бешенстве, водители бегут: как решать проблемы с логистикой
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
Аналитики советуют инвестировать в биткоин, а не в золото. Почему