«Роснефть» купила активы у своего экс-президента Эдуарда Худайнатова
«Роснефть» купила у Независимой нефтегазовой компании (ННК) Эдуарда Худайнатова 100% компании «Конданефть» примерно за 40 млрд руб (около $700 млн по курсу ЦБ на 11 апреля), сообщила «Роснефть». Запасы Кондинской группы месторождений (2Р) составляют 157 млн т нефти, в соответствии с международным аудитом запасов, проведенным DeGolyer and MacNaughton, указывает «Роснефть». Это запасы, разработка которых считается рентабельной по международной классификации, объясняет аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. «Конданефть» разрабатывает Кондинский, Западно-Эргинский, Чапровский и Ново-Ендырский лицензионные участки в Ханты-Мансийском автономном округе. ННК продала актив из-за большой кредитной нагрузки на холдинг, рассказал ТАСС владелец ННК Эдуард Худайнатов. «Конданефть» — это очень перспективный актив. Мы собирались его развивать самостоятельно, но в нынешних макроэкономических условиях при наличии существующей кредитной нагрузки на холдинг это оказалось очень накладно», — сказал он. Финансовым консультантом стал банк ВТБ. Сделка, безусловно, стала успешной для всех участников транзакции, приводит банк слова первого заместителя президента-председателя правления ВТБ Юрия Соловьева. Эдуард Худайнатов не отвечал на звонки РБК и не ответил на сообщения, так же поступили представители ННК и «Роснефти».
Купили на распродаже
ННК покупала «Конданефть» у структур ВТБ в рамках процедуры банкротства компании за $110 млн, рассказал РБК собеседник, близкий к ННК. Другой человек, близкий к одному из участников той сделки, говорит, что «сумма похожа на правду».100% компании «Конданефть» были выставлены на торги 30 сентября 2014 года, начальная сумма сделки составляла 2,4 млрд руб. ($61 млн по курсу ЦБ на эту дату), сообщалось в официальном объявлении о торгах в газете «Коммерсантъ». «Ни ВТБ, ни связанные с ней структуры не участвовали в продаже «Конданефти» ННК, ВТБ был только одним из кредиторов компании», — опровергает представитель банка. По его словам, 100-процентный пакет НК «Конданефть» был продан в рамках процедуры банкротства в ходе открытого конкурса. Полученные деньги были направлены всем кредиторам «Конданефти», добавляет он. Сумму сделки он не комментирует.
ФАС согласовала передачу ННК прав на управление «Конданефтью» 29 декабря 2014 года, сообщала служба. Тогда ФАС удовлетворила ходатайство ННК, которая планировала купить 100% «Индепендент проджектс сивай лимитед», которой принадлежала «Конданефть». Источники РБК точную дату покупки «Конданефти» не назвали. Эдуард Худайнатов не ответил РБК на вопрос о цене и других деталях покупки.
Но «Роснефть» заплатит за запасы «Конданефти» недорого, считают опрошенные РБК аналитики. Запасы оцениваются в $1 за баррель, при этом сама «Роснефть» недавно продавала долю в «Верхнечонскнефтегазе» исходя из $3 за баррель нефтяного эквивалента, напоминает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Лицензии на новые месторождения обходятся компаниям дешевле, примерно в $0,3–0,4 за баррель, но, например, ЛУКОЙЛ покупал лицензию на разработку Имилорского месторождения исходя из $1,2 за баррель, а «Сургутнефтегаз» на разработку месторождения им. Шпильмана — $2 за баррель. «Эдуард Худайнатов — бывший президент «Роснефти», и, конечно, у госкомпании хорошие бизнес-отношения с ННК. «Роснефть» могла бы купить такой актив еще дешевле, но Худайнатову мало не заплатишь, так что сделка приемлемая для обеих сторон», — считает аналитик Сбербанк CIB Валерий Нестеров. «Мы провели закрытый тендер, изучили поступившие предложения. Среди них были и более выгодные по цене, но мы остановились на предложении «Роснефти», поскольку компания провела сделку в максимально сжатые сроки», — сказал ТАСС Худайнатов.
ННК еще год назад начала эксплуатационное бурение на Кондинском месторождении в Ханты-Мансийском автономном округе, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на компанию. С 2016 до 2023 год ННК планировала пробурить более 1 тыс. скважин и добывать 5 млн т нефти в год. Добыча на Кондинском месторождении должна была начаться в четвертом квартале 2017 года. Инвестиции в проект ННК оценивала в 200 млрд руб., ННК даже удалось привлечь финансирование у «ФК Открытие» (сколько, не сообщалось), говорил представитель компании. «Роснефть» ускорит запуск месторождений, но добычу начнет также в 2017 году, сообщила компания. Покупку «Роснефть» объясняет синергией с другими активами: рядом находится гигантское Приобское месторождение «Роснефти», а также Эргинское. Лицензия на Эргинское только будет выставлена на аукцион, госкомпания планирует за нее побороться.
Неаффилированные, но дружественные
Эдуард Худайнатов считается соратником главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина. В 2010–2012 годах Худайнатов возглавлял «Роснефть», а затем уступил этот пост Сечину, проработав еще некоторое время первым вице-президентом. ННК была создана в 2012 году, Худайнатов возглавил компанию в 2013 году. В 2013–2014 годах ННК активно скупала активы, в том числе купила Alliance Оil у семьи Бажаевых, по данным «Коммерсанта» и Forbes, за $3,5–5 млрд, а по данным собеседника РБК, близкого к компании, — за $4 млрд. Но ННК начала скупать активы, когда цены на нефть были на пике, а почти сразу после покупки Alliance Оil, в сентябре 2014 года, цены обрушились.
Еще в июне 2014 года Brent стоила $115 за баррель, а уже в декабре пробила отметку в $60 за баррель. У ННК начались проблемы с финансированием проектов и выполнением обязательств перед кредиторами: компания отложила разработку крупнейшего «гринфилда» — Пайяхского месторождения, рассказывал Худайнатов. В 2015 году ННК не смогла погасить еврооблигации на $350 млн, но договорилась с кредиторами о рефинансировании. По итогам девяти месяцев 2016 года долг крупнейшей «дочки» ННК Alliance Оil вырос до $2 млрд, и это тяжелое бремя для компании: долговая нагрузка составляет почти шесть EBITDA. Кредиторы запретили Alliance Оil увеличивать долг, и компания заявила об оптимизации расходов. Консолидированный долг ННК не раскрывается.
В начале февраля газета «Ведомости» сообщила, что из-за проблем с долгами Худайнатов выставил компанию на продажу. Сам Худайнатов опровергал это РБК, а в интервью Energy Insider говорил, что готов продать долю и ищет инвесторов. ННК выставлена на продажу, подтверждал РБК предправления ВТБ Андрей Костин (ВТБ является крупным кредитором компании). ВТБ заинтересован в расширении числа акционеров ННК, тем более если они могут привлечь новые деньги, ноу-хау или рынки, рассказал Костин. В июле 2016 года суды двух инстанций признали аффилированность ННК и «Роснефти», но кассационная инстанция отменила это решение.
«Конданефть» — один из самых привлекательных активов ННК, его потеря может запустить процедуру распродажи всех активов ННК, считает Нестеров. Нефтяникам сейчас сложно рефинансировать долги из-за волатильности цен на нефть, а российским компаниям финансирование обходится дорого еще и из-за санкций, напоминает Нестеров. В этих условиях продажа активов для погашения долгов выглядит логичным решением, заключает он. Будет ли продолжена распродажа, представитель ВТБ не говорит. Его коллега из «Роснефти» не сказал, интересуется ли компания другими активами ННК.