Бизнес, 11 авг 2016, 23:05

ФАС — за «Яндекс»: как полумиллиардный штраф изменит бизнес Google

ФАС наложила на Google штраф 438 млн руб. Для американской корпорации это копейки, но теперь она может смягчить условия контрактов, запрещающих производителям смартфонов устанавливать приложения конкурентов
Читать в полной версии

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оштрафовала корпорацию Google и ее «дочку», Google Ireland, по делу о нарушении конкуренции, говорится в сообщении ведомства. «Штраф для компании Google за нарушение антимонопольного законодательства составил 438 млн руб. Мы надеемся, что компания исполнит наше решение и выплатит штраф в ближайшее время», — приводятся слова заместителя руководителя ФАС Алексея Доценко.

Представитель пресс-службы ведомства Анна Орлова отказалась уточнить, от какой суммы был рассчитан размер штрафа, сославшись на коммерческую тайну. Ранее глава ФАС Игорь Артемьев предупреждал, что сумма штрафа для Google может составить до 7% от выручки компании, полученной на рынке, где было совершено нарушение. ФАС определила его как рынок предустановленных магазинов приложений в России. Если антимонопольная служба с тех пор не изменила решения по поводу размера штрафа, то выручка американской корпорации от Google Play в России может составлять 6,3 млрд руб. В Google не раскрывают финансовых показателей по отдельным сегментам и странам. По данным СПАРК, выручка российского юрлица Google — ООО «Гугл» — в 2015 году составила 22,7 млрд руб. Глобальная выручка поисковика в 2015 году превысила $75 млрд.

Представитель пресс-службы Google сообщил РБК, что компания получила уведомление от ФАС о назначении штрафа. «Мы внимательно ознакомимся с решением, прежде чем определим дальнейшие действия», — пояснил он.

«Яндекс» против Google

Дело о нарушении конкуренции в отношении Google было открыто в феврале 2015 года по жалобе главного российского конкурента корпорации — компании «Яндекс». Представители «Яндекса» утверждали, что столкнулись с ограничениями со стороны ряда производителей мобильных устройств (Explay, Fly и др.): в частности, они расторгли договоры о предустановке мобильных приложений. Производители ссылались на то, что предустанавливать приложения «Яндекса» им запрещает Google: ограничения прописаны в контрактах (MADA — Mobile Application Distribution Agreement), заявляли в «Яндексе».

«Закон о защите конкуренции запрещает злоупотребление доминирующим положением на рынке. В частности, запрещается навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора. Именно это инкриминируется Google», — говорит Сергей Водолагин, управляющий партнер юридической фирмы Westside Advisors.

В сентябре 2015 года ФАС признала Google и ее ирландскую дочернюю компанию Google Ireland виновными в том, что они запрещают производителям мобильных устройств, работающих на операционной системе Android, предустанавливать на устройства приложения конкурента. В своем предписании антимонопольная служба России обязала Google изменить договоры с производителями мобильных устройств, в том числе уже заключенные, и убрать оттуда запрет на предустановку приложений конкурентов и пункты, обязывающие производителей устанавливать вместе с Google Play приложения, продукты и сервисы из пакета Google Mobile Services (приложения Play Store, Google Maps, Gmail, Drive, YouTube, Hangouts и браузер Chrome), размещать иконки этих приложений на первом экране мобильного устройства, а также устанавливать по умолчанию поиск Google. «ФАС признала компанию монополистом и обязала устранить допущенные нарушения, так как они не учитывают интересы не только других производителей мобильных приложений, но и потребителей, вынужденных пользоваться навязанным ПО», — поясняет Алиса Аверина, юрист BGP Litigation.

Однако в начале июня замглавы ведомства Анатолий Голомолзин заявил, что ФАС ведет с Google переговоры о заключении мирового соглашения. Представитель «Яндекса» отмечал тогда в разговоре с РБК, что главной целью для компании являются «восстановление конкурентной ситуации на рынке и устранение последствий тех нарушений, которые были установлены ФАС и подтверждены судом». Если Google добровольно исполнит ключевые требования основного решения ФАС в результате заключения мирового соглашения, компанию это также устроит, пояснял представитель «Яндекса». В пресс-службе интернет-холдинга отказались комментировать объявленный размер штрафа.

Решение, вынесенное в пользу «Яндекса», американская корпорация пыталась оспорить в Арбитражном суде Москвы в конце 2015 года, а в марте этого года тот отклонил иск. Однако Google продолжает оспаривать решение антимонопольного ведомства: следующее судебное заседание должно состояться 16 августа. «Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу немедленно, поэтому если решение суда первой инстанции будет оставлено в силе, то возможности Google для оспаривания актов ФАС будут весьма ограниченны», — подчеркивает Сергей Водолагин. Орлова отметила, что переговоры по поводу мирового соглашения продолжаются, отказавшись говорить о возможных его условиях. На вынесенное решение о сумме штрафа вероятное мировое соглашение не повлияет, уточнила она.

Штраф и последствия

Решение о штрафе мало что изменит и для «Яндекса», и для российского рынка в целом, считают эксперты. «Штраф не будет определяющим фактором для Google в вопросе, исполнять решение ФАС или нет, — считает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. — Это 2% от выручки российского подразделения, для компании это копейки. Скорее аргументом будет окончательное решение суда по иску «Яндекса».

Некоторые производители смартфонов все же считают, что решение ФАС снизит давление Google на участников рынка.

«Когда «Яндекс» подал иск к Google и ФАС начала разбирательство, Google перестал давить на производителей с требованием подписать договор MADA. Пару месяцев назад давление возобновилось, но сейчас, видимо, опять утихнет», — рассказал РБК источник в руководстве одной из компаний— производителей смартфонов.

«Я не думаю, что из-за этого штрафа что-то изменится на российском рынке, — говорит главный аналитик РАЭК Карен Казарян. — «Яндекс» уже начал переговоры о предустановке своего поиска с несколькими компаниями, но понятно, что бесплатно этого делать никто не будет. Обязать производителей смартфонов устанавливать все возможные поисковики пока никто не планирует».

В июле 2016 года генеральный директор «Яндекса» в России Александр Шульгин, объявляя результаты компании по итогам второго квартала, рассказывал, что компании удалось заключить новые договоры о дистрибуции своих приложений с производителями мобильных устройств после решения ФАС. В результате этих соглашений доля российской компании в поиске на мобильных устройствах с операционной системой Android начала расти в конце июня, отмечал Шульгин.

Pro
«Эффективность — это ругательство»: главное о менеджменте от Минцберга
Pro
Какие риски возникают у владельцев грузов из Китая
Pro
Российский только шильдик: почему мы закупаем роботов за рубежом
Pro
Выгоревшим сотрудникам еще много лет платят меньше, выяснили ученые
Pro
От Мердока до Адани: как в крупных компаниях планируют передачу власти
Pro
Диета как инвестиционный портфель: какие продукты — хорошие активы
Pro
Разоблачаем 6 мифов о Telegram: как найти свою аудиторию на платформе
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже