Минфин предложил с 1 января начать эксперимент по продаже вин онлайн
Министерство финансов предложило с 1 января 2022 года начать эксперимент по продаже российских вин через сайт «Почты России» на территории Москвы, Московской области и Мордовии. Соответствующий законопроект опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
«Провести, начиная с 1 января 2022 года, эксперимент по розничной продаже дистанционным способом вина, крепленого вина, игристого вина, полностью (на 100%) произведенных из винограда, выращенного на территории Российской Федерации посредством заказа с использованием специализированного сайта АО «Почта России» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Сроки проведения эксперимента определяются правительством Российской Федерации», — говорится в документе.
Еще один законопроект Минфин разработал как «спутник» первого, он предполагает внесение изменений в закон об обороте алкогольной продукции, которые разрешают проведение эксперимента.
В начале апреля президент России Владимир Путин поручил провести эксперимент с прямыми поставками российского вина, в том числе путем заказа через онлайн-ресурсы «Почты России». В мае «Почта России» подготовила презентацию «Доставка российского вина напрямую покупателям — d2c-торговля». Она была разработана в рамках подготовки к реализации проекта по дистанционной продаже российских вин.
Сколько сейчас российского вина
Согласно материалам из презентации «Почты России», в 2019 году объем потребления вина на российском рынке вырос на 9,9% к уровню 2018 года и составил около 108,1 млн дал. По итогам 2020 года он упал до 97,4 млн дал (-9,9% к уровню 2019 года и -8% к уровню 2015 года). Сокращению объемов внутреннего рынка в прошлом году во многом способствовало введение ограничительных мер в ходе пандемии COVID-19. По итогам 2020 года российскими предприятиями было произведено около 44,2 млн дал вина, что на 4% ниже уровня предыдущего года.
Изначально эксперимент планировалось начать с июня по декабрь 2021 года в двух регионах — Московской области и Республике Мордовия. В нем должны были участвовать 25 крупнейших производителей вина в России. При этом «Почта России» создаст единую платформу, которая свяжет потребителей и производителей российского вина на базе логистической инфраструктуры и сети почтовых отделений.
На создание платформы до конца 2025 года потребуются инвестиции в размере около 5 млрд руб., которые пойдут на оборудование 25 dark stores (площадки для формирования заказов, к каждому из них будет подключено 800 почтовых отделений), мобильные локеры и ИТ-решения, говорилось в презентации.
В «Почте России» ожидали, что в 2025 году при обслуживании 140 тыс. заказов в день выручка платформы может составить 100 млрд руб., а количество проданных бутылок — 200 млн.