ВЭФ-2018, 11 сен 2018, 10:30

Russia для Ма: как Alibaba c партнерами создаст новый конгломерат

На российском рынке e-commerce появится новый игрок: о планах создания совместного предприятия договорились РФПИ, Alibaba Group, Mail.Ru Group и «МегаФон». Основным владельцем с 48% станет Alibaba, получив еще и 10% Mail.Ru Group
Читать в полной версии
Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Китайская Alibaba Group договорилась о создании совместного предприятия в сфере электронной коммерции с Mail.Ru Group, «МегаФоном» и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) ​. Об этом было объявлено на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, передает корреспондент РБК.

О чем договорились партнеры?

Согласно заявлению сторон, совместное предприятие будет называться AliExpress Russia. Основным владельцем новой компании с долей 48% станет Alibaba Group, «МегаФон» получит 24%, Mail.Ru Group — 15%, РФПИ — 13%. Что вносят стороны и на каких условиях:

  • Alibaba Group передаст в СП свой бизнес в России — AliExpress и Tmall, а также денежные средства;
  • РФПИ будет вносить денежные средства (до $300 млн) в обмен на долю в СП;
  • «МегаФон» передаст Alibaba Group свои 10% акций в Mail.Ru Group в обмен на 24% акций AliExpress Russia;
  • Mail.Ru Group внесет денежные средства, а также свой маркетплейс китайских товаров Pandao.

О том, как решится вопрос управления новой компанией, будет объявлено через пару месяцев — пока это еще предмет обсуждения, рассказал Майкл Эванс, президент Alibaba Group.

Зачем эта сделка Alibaba Group?

«Российская экономика не в лучшем состоянии сейчас. Значит, самое время выходить на рынок», — рассказывал в 2015 году в интервью РБК основатель Alibaba Group Джек Ма. Тогда, три года назад, состоялись его первый официальный визит в Россию и встреча с российским президентом Владимиром Путиным. Уже через несколько месяцев началось первое публичное обсуждение возможного сотрудничества. В частности, Ма поддержал инициативу Путина создать совместную интернет-платформу. «Мы считаем, что необходимо помочь малым и средним [российским] предприятиям развивать их деятельность, — заявлял китайский бизнесмен. — Мы надеемся принять активное участие в развитии российской инфраструктуры для электронной торговли». В рамках «активного участия» тогда же Alibaba создала специальный раздел для российских производителей на своей площадке, но уже спустя несколько месяцев проект свернули из-за небольшого спроса.

В 2017-м в числе возможных партнеров Alibaba в России стал фигурировать Сбербанк. Но эта сделка не состоялась: российский банк спустя несколько месяцев переговоров выбрал «альтернативный китайскому сценарию» вариант и инвестировал в проект с «Яндекс.Маркет». Как поясняли РБК источники, близкие к этой сделке, в сотрудничестве с Alibaba Group был условный «риск национальной безопасности» из-за того, что стратегический, «но все же иностранный инвестор» получил бы доступ «к крупнейшей инфраструктуре государственного банка».

В новом СП с Mail.Ru Group китайского инвестора может интересовать в первую очередь именно «доступ к цифровым данным и аудитории», уверен один из собеседников РБК, знакомый со стратегией китайского холдинга. Для успеха маркетплейса он должен включать четыре компонента, говорит эксперт рынка электронной коммерции Алексей Петровский: это финансовый институт, логистика, трафик и онлайн-витрина товара. В качестве примера «полного набора» собеседник РБК приводит СП Сбербанка и «Яндекса». «У Alibaba в России все хорошо: есть логистические решения, большая аудитория, но объективно может не хватать «цифр» о самой активной ее части, например о тех же пользователях соцсетей», — рассуждает один из источников РБК. Ежедневная российская аудитория «ВКонтакте» только на мобильных устройствах в мае этого года равнялась, согласно измерениям Mediascope, 15,5 млн человек, на десктопах — 10,7 млн человек. У «Одноклассников» эти цифры сопоставимы: 4,1 млн и 4,8 млн человек соответственно. У других проектов Mail.Ru доля мобильных пользователей — 6 млн человек, тогда как на стационарных компьютерах и ноутбуках — 10 млн человек.

Ваш браузер не поддерживает вставку видео

Видео: РБК

Согласно заявлению сторон СП, благодаря партнерству AliExpress Russia получит доступ к 100-миллионной аудитории Mail.Ru Group в соцсетях, мессенджерах, электронной почте и онлайн-играх. «Имея доступ к этой уникальной платформе и аудитории, СП получит возможность занять значимое место в цепочке ценностей образа жизни российских потребителей, создав единую платформу для социальной коммуникации, игр и покупок», — говорится в сообщении участников сделки. Как пояснял после объявления о сделке Майкл Эванс, соединение социальных сетей и коммерции будет одним из элементов, над которыми будут работать партнеры. «Потому что раньше такое не делали», — констатировал он.

Официально в рамках объявления о новом СП также полностью повторилась идея 2015 года — продвигать российские товары на внешние рынки (три года назад Ма говорил РБК: «Я мечтаю о сервисе, через который малый бизнес из России будет продавать всему миру»). Труди Дай, президент b2b-направления Alibaba Group (в него входят также AliExpress, Alibaba.com, 1688.com), после подписания соглашения отдельно подчеркнула, что «совместными усилиями компании смогут способствовать выходу российских игроков на новый уровень и глобальные рынки». «Доступ российских компаний на новые рынки — это только начало. В будущем Alibaba поможет малому и среднему бизнесу участвовать в реализации стратегии глобализации, включая упрощение системы продаж, закупок, логистики и платежей. В ближайшие месяцы первым этапом может стать глобализация более сотни российских брендов, и платформой для этого выступит AliExpress», — комментирует соглашение Труди Дай.

Джек Ма и ​Кирилл Дмитриев (Фото: пресс-служба РФПИ)

Что получат от партнерства Mail.Ru Group и «МегаФон»?

Alibaba Group уже приносила миллиардеру Алишеру Усманову, одному из бенефициаров Mail.Ru Group и «МегаФона», «более чем 500% доходности». Такую оценку приводил сам бизнесмен, владевший до 2016 года «небольшой, но достаточно большой [для Alibaba] долей». Но из актива он все-таки вышел: «Все наши инвестиции в китайские активы можно разделить на стратегические и финансовые. Мы выходим из компании на высоком уровне. Мы увеличили первоначальные инвестиции в пять-шесть раз». Положительный эффект на росте капитализации компаний Усманова оказала Alibaba Group и в этот раз: сразу после объявления о сделке стоимость акций «МегаФона» и Mail.ru Group показала активный рост как на Лондонской, так и на Московской биржах.

Внесение Pandao в СП, фактического конкурента AliExpress, — один из ключевых вопросов обсуждения между партнерами, утверждают собеседники РБК, знакомые с деталями обсуждения. Этот проект был запущен в конце 2017-го и работает по аналогичной с китайской платформой схеме. Его продвижение обошлось Mail.Ru Group недешево: по итогам прошлого года интернет-холдинг занял 24-е место в рейтинге крупнейших рекламодателей в России (по итогам 2016-го компания занимала 127-е место). Такой резкий рост расходов был связан в том числе с появлением Pandao.

По данным SimilarWeb, в августе 2018 года количество посетителей сайта Pandao составило 3,6 млн, «Яндекс.Маркет» — 111,8 млн, AliExpress (в России) — 188 млн. Ранее по аналогичной схеме — развитие и последующая продажа — развивалась судьба другого проекта Mail.Ru Group, сервиса совместных поездок BeepCar. Запустив сервис по райдшерингу в 2017-м, уже в августе 2018-го Mail.Ru Group продала его основному конкуренту и мировому лидеру сегмента — ​BlaBlaCar. «Начиная с осени трафик BeepCar будет перенаправляться на BlaBlaCar и обеспечит Mail.Ru Group доход от рекламы», — сообщали тогда представители интернет-холдинга.

Появиться в СП могут и другие направления: как отмечают стороны, «планируется расширить экосистему и возможности повседневного использования сервиса за счет инвестирования в другие бизнесы совместно с Mail.Ru Group, включая FoodTech и другие направления». О каких именно проектах идет речь — в компаниях пока не уточняют.

Причем тут Российский фонд прямых инвестиций?

О том, что РФПИ может стать партнером Alibaba Group, глава фонда Кирилл Дмитриев заявил еще летом 2017 года: на встрече с Владимиром Путиным он пообещал совместные «инвестиции c компанией Alibaba в логистическую инфраструктуру интернета в России». Он отмечал, что РФПИ расширяет инвестиции в технологический сектор и создал для этого структуру «РФПИ технологии». «Мы пригласили ведущих партнеров из Китая, Японии, Сингапура, Европы, Арабских Эмиратов, которые вместе с нами будут инвестировать в технологические проекты в рамках вашей инициативы по цифровой экономике», — сказал тогда Дмитриев.

Наши инвестиции ​в СП являются примером «лидерства РФПИ в цифровой трансформации России», приводятся в официальном сообщении слова Кирилла Дмитриева. «Мы надеемся, что СП станет бесспорным лидером в российской электронной коммерции», — отмечает он.

Будет ли закрыта эта сделка?

По словам двух источников РБК, близких к участникам будущего СП, «у сторон по-прежнему много вопросов для согласования, все находится в процессе обсуждения». «Есть ряд принципиальных моментов, о которых стороны пока не договорились. Это и конкуренция между активами, и уровень доступа китайцев к инфраструктуре, и многое другое», — отмечают собеседники РБК. Официально закрытие сделки ожидается в первом квартале 2019 года.

По словам Алексея Петровского, создание нового СП не может сильно повлиять на расстановку сил на рынке — по крайней мере до конца года каких-то изменений ждать не стоит. «Возможно, речь идет о переупаковке существующих активов, а не о создании новой сущности», — говорит Петровский. По его словам, пока не ясно, какую роль в этом СП будет играть РФПИ. «Не исключено, что этот альянс может быть нацелен и на экспорт отечественных товаров через каналы электронной коммерции. Однако и это направление не будет реализовано оперативно», — говорит аналитик.

Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов считает, что сотрудничество российской компании в сфере электронной коммерции с Alibaba Group может быть выгодно для российского рынка. «Кросс-бордер позволяет легче вовлекать покупателя в онлайн-покупки благодаря тому, что средний чек не превышает $10. Человек, который никогда ничего не покупал в интернет-магазинах, часто не готов потратить сразу несколько тысяч (в российских магазинах средний чек составляет 3 тыс. руб.). Поэтому ему проще начать с пары долларов и постепенно увеличивать эту сумму, привыкая к онлайн-покупкам. По нашим данным, в 2016 году 92% новых покупателей приходили на российский онлайн-рынок именно через кросс-бордер», — говорит Александр Иванов. Он напоминает, что в последние пару лет рост количества покупателей в онлайне замедлился, поэтому новый импульс позволит оживить рынок.

Pro
Налоги в 2025 году: что важно знать инвесторам в акции, облигации, ПИФы
Pro
Необычный способ закрыть вакансии. Нанимаем людей с долгами
Pro
На какой препарат теперь делает ставку производитель оземпика
Pro
«Отмените субсидии». Как политика Трампа повлияет на рынок электрокаров
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
Как монетизировать личную экспертность и получать до ₽500 тыс. в месяц
Pro
Топ-менеджеры 60+ нужны все меньше: как зумеры свергают авторитеты
Pro
Под крылом: почему создать «единорога» в одиночку теперь почти нереаально