Бизнес, 11 сен 2023, 05:00

ВТБ решил не отдавать судостроительный Балтийский завод «Росатому»

ВТБ, который в августе получил в управление Объединенную судостроительную корпорацию, решил не отдавать «Росатому» контроль в ее ключевом активе — Балтийском заводе. Об этой сделке экс-глава ОСК говорил в январе 2023 года
Читать в полной версии
(Фото: Александр Демьянчук / ТАСС)

ВТБ, в августе получивший в управление Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), не будет продавать ее ключевой актив в Петербурге — Балтийский завод. Об этом в интервью РБК рассказал глава банка Андрей Костин, который недавно был избран председателем совета директоров ОСК. «Нет, мы не будем продавать Балтийский завод. У нас действительно на него есть спрос, он действительно загружен в основном на производство судов ледового класса, — сказал Костин, добавив: — С ходу мы ничего продавать не будем».

По его мнению, продажей имеющейся у ОСК недвижимости в Петербурге финансовые проблемы корпорации тоже не решить. «Само положение в центре города — сложное для судостроения. Но надо куда-то перевести мощности, построить новые... Это не так просто. Много было идей перенести, например, верфи в Кронштадт. Есть свои «за» и «против», — отметил он.

В январе 2023 года Алексей Рахманов, который на тот момент возглавлял ОСК (23 августа на этом посту его сменил бывший первый зампред ВТБ Андрей Пучков), заявил, что корпорация «передаст» 51% акций Балтийского завода «Росатому». «[Речь идет о передаче] 51%. Идет обычная процедура, после которой «Росатом» приступит к обсуждению всех вопросов. И дальше будет принято решение о том, по какой схеме пойдет сделка», — сказал тогда он.

Балтийский завод изначально специализировался на постройке металлических кораблей для военного флота России, а также паровых машин и других судовых механизмов. С 1974 по 1992 год на нем была построена серия атомных ледоколов второго поколения. С 2012 года верфь реализует проект 22220 по строительству атомоходов, заказчиком которых выступает «дочка» «Росатома» «Атомфлот». Между компаниями также заключены контракты на строительство пяти атомных ледоколов этой серии. Уже построены и сданы три атомохода: «Арктика» стоимостью 37 млрд руб. и серийные «Сибирь» и «Урал» общей стоимостью 84,4 млрд руб. Сдача еще двух ледоколов, «Якутии» и «Чукотки», общей стоимостью 100 млрд руб. запланирована на 2024 и 2025 годы соответственно.

Рахманов объяснил смысл этой сделки тем, что «Росатом» — основной заказчик завода. «С учетом того, что 90% загрузки Балтзавода — это загрузка со стороны «Росатома», коллегам хочется, чтобы и это было под контролем. В свою очередь, мы понимаем, что в итоге получим выгоду в виде более эффективного и, надеюсь, прибыльного актива», — указывал он. К тому же, согласно последней стратегии ОСК, к 2025 году доля гражданского судостроения на ее предприятиях должна была вырасти с 21% до 30% к 2025 году, а к 2030 году — до 50%. В мае 2023 года новым гендиректором Балтийского завод стал экс-глава «Ижорских заводов» (еще одна «дочка» «Росатома») Юрий Гордиенков, который, по данным «Коммерсанта», до этого также работал спецпредставителем «Росатома» на этом заводе.

Костин рассказал РБК, что на встрече с президентом Владимиром Путиным 10 августа, когда тот одобрил передачу ОСК в управление ВТБ, обсуждал потенциальную приватизацию судостроительной корпорации, но не в ближайшее время. «Это точно не задача сегодняшнего дня и даже, может быть, не завтрашнего. Сначала компанию надо построить нормальную, сделать ее эффективной, а потом решать вопросы IPO и прочее», — подчеркнул банкир в ходе интервью. «Сегодня нам нужно разобраться в этом хозяйстве. Хозяйство большое, оно и на севере страны, и в Питере, и на Дальнем Востоке, и на Волге. Там более 40 предприятий. И с конструкторскими бюро потребуется отдельная работа — каким образом они будут развиваться», — добавил банкир.

РБК направил запрос представителю «Росатома».

Pro
Компанию обманул подрядчик. В чем просчитался гендиректор и что делать
Pro
Как составить план на день исходя из ценностей: пирамида Франклина
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
«Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Чучхе по-китайски. КНР начала перезагрузку экономики ради победы над США