Бизнес, 11 окт 2023, 14:52

Новак заявил об отсутствии планов повышать налоги на нефтяную отрасль

Как могут быть компенсированы расходы бюджета на выплаты нефтяникам
Власти не планируют повышать налоги на нефтяную отрасль на фоне увеличения выплат компаниям за сдерживание цен на бензин и дизтопливо. Ранее Минфин говорил о необходимости компенсации выпадающих доходов бюджета
Читать в полной версии
Фото: Алексей Белкин / ТАСС

Правительство не планирует повышать налоговую нагрузку на нефтяную отрасль для компенсации дополнительных расходов бюджета из-за увеличения выплат компаниям за сдерживание оптовых цен на топливо (топливный демпфер) на внутреннем рынке. Такое заявление сделал в беседе с журналистами вице-премьер Александр Новак в среду, 11 октября, в кулуарах Российской энергетической недели.

«Все в бюджетных корректировках будет учтено. Без повышения налоговой нагрузки», — сказал Новак. Он напомнил, что бюджет на 2024 и 2025–2026 годы будет рассматриваться в Госдуме и там «будут все эти вопросы решены».

6 октября властям пришлось вернуть компенсации нефтяникам на прежний уровень, так как их сокращение с 1 сентября привело к резкому росту оптовых цен на топливо в России. Но замглавы Минфина Алексей Сазанов в конце сентября предупреждал о том, что увеличение демпфера, то есть по сути расходов, должно быть «нейтральным» для бюджета: «Должно быть пакетное решение. Если повышать демпфер, нужна компенсация повышения».

Из-за чего возникли проблемы с топливом

Глава Минфина Антон Силуанов в конце апреля анонсировал сокращение выплат нефтяным компаниям в рамках топливного демпфера почти вдвое, или на 30 млрд руб. в месяц. Он объяснял, что власти вводили демпфер для создания равной доходности при поставках нефтепродуктов как на Запад, так и на внутренний рынок, но после начала спецоперации на Украине и введения западных санкций ситуация резко изменилась. «Разницу при высоких ценах на Западе мы компенсировали [из бюджета], при низких ценах на Западе нефтяники доплачивали [в бюджет]. Сейчас западных рынков нет [из-за санкций] <...>. Поэтому в настоящее время демпфер, по сути дела, идет в маржу нефтепереработчиков <...>. Получается, маржу нефтепереработчикам из бюджета платим», — указывал министр.

Хотя решение о сокращении компенсаций вступило в силу только с 1 сентября, еще задолго до этого оно спровоцировало ускорение роста оптовых цен на бензин и дизтопливо. 7 сентября стоимость АИ-95 в европейской части России на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) поднялась до рекордных 76,876 тыс. руб. за тонну. К 18–19 сентября рекорда достигли биржевые цены на АИ-92 и летнее дизтопливо — 70,508 тыс. и 75,036 тыс. руб. за тонну соответственно. Вслед за оптовыми ценами начали расти и розничные: по данным Росстата, стоимость бензина и дизеля за январь—сентябрь выросла на 9,86 и 11,26% при общей инфляции 4,32%.

В конце лета на дефицит топлива начали жаловаться несколько российских регионов. Глава Минэнерго Николай Шульгинов объяснил, что ситуация с бензином на юге страны была связана с тем, что «кто-то просто пытался сыграть на ситуации — закрывать заправки, создавая искусственный дефицит».

Проблема с топливом дошла до президента Владимира Путина. На Восточном экономическом форуме он заявил, что правительство «не среагировало своевременно» на изменения на мировом рынке в связи с ростом цен на нефть, что и стало причиной топливного кризиса. «Но в целом производители и правительство договорились, как будут действовать в ближайшее время», — сказал тогда Путин.

Как власти решали проблему

Для «кардинального» решения проблемы на топливном рынке 21 сентября правительство ввело временный запрет на экспорт бензина и дизеля, чтобы пресечь серый экспорт топлива, когда участники рынка покупают нефтепродукты на внутреннем рынке по более низким ценам и экспортируют по более высоким. Это привело к падению оптовых цен. По данным Новака, за несколько дней цены на бирже снизились на 16–20%.

Но уже через две недели этот запрет был смягчен, потому что, как писал «Коммерсантъ», почти полностью заполнились мощности хранения дизельного топлива в системе «Транснефти». С 7 октября можно экспортировать дизтопливо через порты в том случае, если компания поставляет не менее 50% от произведенного топлива на внутренний рынок.

Для стабилизации оптовых цен с 1 декабря власти также повысили норматив по продаже топлива на бирже — с 13 до 15% от производства для бензина и с 9,5 до 12,5% для дизтоплива. К тому же они восстановили компенсации нефтяным компаниям начиная с 1 октября, сообщала пресс-служба правительства.

Но Минфин не планирует выплачивать нефтяникам демпфер в октябре, заявил Сазанов журналистам 11 октября. По его словам, демпфер за сентябрь (компенсация выплачивается за предыдущий месяц) «обнулился», из-за того что оптовые цены были сильно выше индикативной цены, обозначенной в Налоговом кодексе. «С учетом того что [нефтяные компании] вышли за диапазоны отклонений, соответственно, сентябрьский демпфер, который должны были выплатить в октябре, обнулился», — сказал чиновник.

Согласно Налоговому кодексу, демпфер обнуляется, если в среднем за месяц оптовые цены на бензин и дизтопливо превышают индикативные цены более чем на 10 и 20% соответственно. В сентябре это произошло из-за того, что стоимость бензина была больше 62,59 тыс. за тонну, дизтоплива — 64,62 тыс. руб. за тонну.

Минфин готов обсуждать изменение индикативных цен в рамках демпферного механизма, если Минэнерго представит соответствующие предложения, сказал Сазанов. Ранее министр энергетики Николай Шульгинов допускал, что в дальнейшем индикативные цены в формуле демпфера могут быть изменены.

«Пересмотр индикативных цен будет зависеть от того, что будет сейчас происходить с топливными ценами на внутреннем рынке, но их пересмотр очевиден, чтобы сдерживать аппетиты нефтяников», — отмечает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Он предполагает, что будет скорректировано допустимое превышение оптовых цен (на 10% для бензина и на 20% для дизеля), чтобы цена на бирже «не гуляла» — не колебалась так сильно.

На фоне уже принятых мер правительства оптовая стоимость топлива продолжает снижаться. 11 октября биржевые цены на бензин АИ-92 упали к рекордному показателю на 26,5%, до 51,793 тыс. руб. за тонну, АИ-95 — на 26,4%, до 56,595 тыс. руб. за тонну. Цены на зимнее дизтопливо снизились к рекорду 4 октября на 3,7%, до 70,397 тыс. руб. за тонну.

По оценкам Veta, из-за возвращения демпфера на прежний уровень дополнительные расходы бюджета на выплаты нефтянкам с ноября могут составить до 150 млрд руб. в месяц, а общие выплаты по итогам 2023 года — от 1,5 трлн до 1,8 трлн руб. За первые девять месяцев нефтяные компании уже получили более 1,1 трлн руб. за сдерживание цен. Источник «Коммерсанта», близкий к правительству, говорил, что в случае роста демпферных выплат для нефтяников расходы будут традиционно компенсированы за счет роста НДПИ на нефть. По словам другого собеседника, есть и иные варианты, в частности введение экспортной пошлины на нефтепродукты.

Pro
Как Intel и Nvidia пытаются работать в КНР в условиях санкций
Pro
«Увидим инопланетян на нашем веку»: во что еще верит физик Митио Каку
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Работа на маркетплейсах: как списать просроченный или испорченный товар
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Бизнес спасут эйчары: как они это сделают и чем им помочь
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни