Бизнес, 11 дек 2019, 09:16

Правительство отложило финансирование БАМа на 2020 год

В этом году компания не успеет потратить запланированные ранее 20,5 млрд руб.
РЖД в этом году получат из ФНБ лишь половину средств на модернизацию БАМа и Транссиба — 19,5 млрд руб. Правительство решило отложить предоставление еще 20,5 млрд руб. на 2020 год, вместо этого выделив РЖД средства на другой проект
Читать в полной версии
Фото: Владимир Рябчиков / ТАСС

Почему РЖД не получат 20 млрд руб. из ФНБ в 2019 году

Правительство предложило приостановить допэмиссию привилегированных акций РЖД на 40 млрд руб., которую планировало выкупить на средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Об этом говорится в письме директора департамента экономики и финансов правительства Василия Толоко на имя первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова (есть у РБК).

Средства предполагалось выделить в 2019 году на модернизацию Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской (Транссиб) магистралей, но пока компания получила только около половины суммы — 19,5 млрд руб.

Представитель Минтранса подтвердил РБК, что выделение из ФНБ около 20 млрд из 40 млрд руб. на проекты по модернизации БАМа и Транссиба перенесено на 2020 год.

Допэмиссия РЖД на 40 млрд руб. была зарегистрирована 14 октября. До конца года РЖД было необходимо провести еще одну допэмиссию, чтобы пополнить капитал компании на 8,6 млрд руб. за счет взноса из федерального бюджета (8,2 млрд руб.) на развитие участка Междуреченск (Кемеровская обл.) — Тайшет (Иркутская обл.) и внесения долей в объектах железнодорожной инфраструктуры (на 0,4 млрд руб.), которые передает «РусГидро». Дополнительные расходы на Междуреченск — Тайшет появились в бюджете на 2019 год после внесения изменений, утвержденных президентом Владимиром Путиным только 2 декабря.

По правилам Центробанка две эмиссии нельзя проводить одновременно — выпуск новых акций может начаться только после подведения итогов предыдущего. Представитель Минфина подтвердил РБК наличие этого правила, отказавшись от других комментариев. «Допэмиссия [на 8,6 млрд руб.] проводится как опережающее финансирование под будущие периоды в соответствии с законом о федеральном бюджете на 2019 год. Средства пойдут на развитие инфраструктуры Восточного полигона на участке Междуреченск — Тайшет», — сказал РБК представитель РЖД.

Раз Минтранс утверждает, что до конца ноября 2019 года РЖД смогут использовать только половину ранее запланированной суммы из ФНБ на модернизацию БАМа и Транссиба, «необходимо технически приостановить текущую эмиссию», пишет Толоко. Это позволит до конца 2019 года провести мероприятия по увеличению уставного капитала компании на 8,6 млрд руб. в рамках новой допэмиссии, поясняет чиновник правительства в письме Силуанову. Как раз во вторник, 10 декабря, совет директоров РЖД определил условия допэмиссии на развитие участка Междуреченск — Тайшет.

«После завершения эмиссии обыкновенных акций на сумму 8,6 млрд руб. ОАО «РЖД» продолжит работу по проведению эмиссии привилегированных акций на сумму 20,5 млрд руб.», — говорится в письме Василия Толоко.

Зачем правительство вносит деньги в капитал РЖД

РЖД заявляли о планах вложить в комплексное развитие железнодорожной линии Междуреченск — Тайшет 110 млрд руб. в 2020–2024 годах. Это часть пути, по которому перевозят сырье, преимущественно уголь, из Кемеровской области, Хакасии и Красноярского края к портам Дальнего Востока, а оттуда оно направляется в страны Азии. К 2025 году по этому маршруту должен быть удвоен грузопоток, чтобы Россия могла поставлять 210 млн т угля в год. Такую цель поставил президент Владимир Путин на заседании комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса в августе 2018 года.

Расширение БАМа и Транссиба, от которого также зависит удвоение грузопотока в восточном направлении, постоянно откладывается. Как писал РБК, запланированные на этот год работы не развернуты по нескольким перегонам из-за проблем с подрядчиками и бюджет проекта был урезан более чем на 30 млрд руб.

Председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта (ИИЖД) Павел Иванкин считает последовательность допэмиссий РЖД, предложенную правительством, технической. Оба проекта — и модернизация БАМа и Транссиба, и развитие линии Междуреченск — Тайшет — значительны для развития Восточного полигона, указывает он. Только совместная реализация этих проектов даст максимальный эффект, заключает эксперт.

Глава Минтранса Евгений Дитрих недавно также попросил премьера Дмитрия Медведева выделить РЖД еще 39,8 млрд руб. из ФНБ на закупку электровозов и новых грузовых тепловозов для вождения тяжеловесных поездов на Восточном полигоне. В 2014 году в рамках поддержки капитальной базы системообразующих банков Минфин разместил на субординированном депозите в банке ВТБ 100 млрд руб. на 30 лет по ставке инфляция плюс 1% и условии досрочного возврата не ранее чем через пять лет после привлечения. Из этой суммы 60,2 млрд были в дальнейшем размещены по ставке привлечения в облигациях РЖД, а оставшиеся 39,8 млрд компания пока не получила. Однако теперь на эти же деньги претендует и «Почта России». «Мы находимся в дискуссии, обсуждаем. Деньги выделяют наиболее эффективным [претендентам]. Надеюсь, что в этом смысле «Российские железные дороги» свою эффективность покажут больше, чем «Почта России», — заявил Дитрих в интервью телеканалу РБК 19 ноября.

Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Станет ли торговый конфликт США и КНР причиной рецессии в Германии
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения