В правительстве предложили отказаться от частных камер на дорогах
Система видеофиксации нарушений на автодорогах может стать полностью государственной на горизонте пяти-шести лет, заявил РБК вице-премьер Максим Акимов. По его мнению, инфраструктуру надо осторожно, но «системно» передавать в руки государства.
«Сейчас камера — это средство коммерциализации. А камеры не должны зарабатывать, иначе они не там стоят», — говорит вице-премьер. «Мы подменяем главный мотив — добиваться, чтобы на этом участке [дороги, где установлена камера] никто не нарушал. А сейчас мотив — добиваться, чтобы нарушали как можно чаще, потому что денежный поток становится главным мерилом», — добавил он.
Правительство инициирует пересмотр существующих схем концессий, предполагавших, что камеры на автодорогах для фиксации нарушений могли устанавливать частные компании, сказал Акимов, отметив, что при этом будут учитываться интересы концессионеров. «Вынуть меч из ножен и рубить (отменить существующие договора о концессиях. — РБК) — нехорошая политика. Но ветер изменится, станет более колючим в отношении этих проектов», — добавил он. Частники, по словам вице-премьера, пока останутся в секторе. Система станет полностью государственной через «пять-шесть лет», добавил он.
Акимов пообещал «придушивать» серые схемы, которые позволяли частным компаниям выигрывать концессии и устанавливать камеры: «Где государство должно обеспечивать базовые права граждан, оно должно присутствовать, невзирая на расходы».
По данным Госавтоинспекции, по состоянию на начало 2019 года всего в России насчитывалось 10,8 тыс. стационарных и 3,9 тыс. передвижных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД, то есть в сумме почти 15 тыс. камер. В течение 2018 года количество стационарных комплексов в стране увеличилось на 20%, передвижных — на 1%. В 2018 году почти 106 млн постановлений по делам об административных правонарушениях были вынесены в отношении собственников транспортных средств на основании материалов, зафиксированных этими камерами, уточняет Госавтоинспекция. Это составило 82,7% от общего количества всех вынесенных постановлений за прошедший год.Использование видеокамер создает реальные возможности для реализации принципа неотвратимости наказания, снижения латентности правонарушений, исключения элементов субъективного рассмотрения при выявлении нарушений, сокращения конфликтных ситуаций между должностными лицами органов госконтроля и водителями, соблюдения прав и законных интересов участников дорожного движения, считают в Минтрансе. Но на практике нередко бывает так, что технические средства автоматической фотовидеофиксации применяются без учета дорожной обстановки, указали в ведомстве: камеры устанавливают в местах, где часто совершаются правонарушения, не приводящие к авариям, а в местах концентрации ДТП они отсутствуют. Установка таких технических средств должна быть обусловлена целью повышения безопасности дорожного движения, а не обеспечения поступления средств в бюджет от взыскиваемых штрафов, признали в пресс-службе Минтранса.
По данным Госавтоинспекции, анализ эффективности применения технических средств фиксации свидетельствует о том, что в местах их функционирования отмечается снижение общего количества происшествий и тяжести их последствий. Так, за 2018 год на автодорогах страны с помощью автоматизированной системы фиксации ликвидировано более 1,3 тыс. аварийно опасных участков.
В рамках Национального проекта «Безопасные качественные автодороги» (БКАД) в 2019 году предусмотрена разработка методики перераспределения мест размещения видеокамер для фиксации нарушений правил дорожного движения.
Проект БКАД, реализация которого началась в декабре 2018 года, также ставит задачу снизить смертность на дорогах в четыре раза. «Мы должны в четыре раза снизить смертность на дорогах и сделаем все, что от нас зависит, даже если будут для кого-то неприятные последствия», — сказал РБК Акимов. По его словам, на всех магистралях встречные полосы будут разделены барьерными ограждениями, уже сейчас выявлены места с плохим освещением, отсутствие карманов, разъездов, одноуровневые «тяжелые» развязки, туда и будут направлены инвестиции. «Но базово — это скорость и разделение встречных потоков плюс средства фиксации нарушений», — добавил он.