Бизнес, 12 фев 2020, 15:38

Минск предложил компаниям из России самим ввозить нефть для своих АЗС

«Белнефтехим» предложил российским нефтяникам поставлять нефть на белорусские НПЗ по «давальческой схеме», чтобы оттуда получать топливо для своих АЗС в Белоруссии. Стороны пока не согласовали новый контракт по поставкам нефти
Читать в полной версии
Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости

Российским нефтяным компаниям, владеющим заправками на территории Белоруссии, предлагается обеспечивать их бензином и дизтопливом за счет поставки нефти на белорусские НПЗ по давальческой схеме (компания поставляет нефть, платит заводу комиссию, забирает нефтепродукты и передает их АЗС). Об этом заявил «РИА Новости» пресс-секретарь госконцерна «Белнефтехим» Александр Тищенко.

Как российские компании могут обеспечить топливом свои АЗС в Белоруссии

«Белнефтехим» уже неоднократно предлагал материнским структурам российских компаний обратить внимание на возможность давальческой схемы. Это предложение пока встречных ходов не получило, рассказал Тищенко.

На розничном рынке Белоруссии присутствуют сети заправок ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Роснефти» и «Татнефти». Их доля, по оценке Reuters, составляет около 20% от общего числа АЗС в республике.

АЗС российских компаний в Белоруссии начали испытывать трудности со снабжением топливом на фоне отсутствия договора о поставках российской нефти в республику. Осенью и в декабре прошлого года Москва и Минск провели несколько раундов переговоров о поставках российской нефти, которая является основным сырьем для белорусских НПЗ, экспортирующих нефтепродукты за границу. В итоге сторонам не удалось заключить новый контракт, а прежний истек 31 декабря.

«Мы готовы обсуждать разные схемы поставок нефти, в том числе, и давальческую», — заявил глава «Газпром нефти» Александр Дюков журналистам (цитата по ТАСС). Представители «Роснефти» и ЛУКОЙЛа отказались от комментариев, в «Татнефти» не ответил на запрос РБК.

Поставки нефти по давальческой схеме для компаний, владеющих АЗС в Белоруссии, — вполне работоспособная схема, при условии если все поставляемое сырье будет перерабатываться для сбыта через АЗС российских компаний, сказал РБК исполнительный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора Тамара Сафонова. По ее данным, больше всего заправок в Белоруссии у ЛУКОЙЛа (50 АЗС) и «Газпром нефти» (41), у «Роснефти» и «Татнефти» — по 18. «Давальческие схемы долгое время работали в Белоруссии, затем организация поставок российской нефти осуществлялась в соответствии с прямыми контрактами с российскими нефтяными компаниями по формулам цены и без таможенных пошлин», — указывает Сафонова.

Почему возник дефицит бензина в Белоруссии

Представитель группы «Сафмар» Михаила Гуцериева заявлял, что компании группы, в том числе «РуссНефть», в течение января 2020 года поставили в Белоруссию 500 тыс. т нефти. В феврале компании, входящие в «Сафмар», планируют поставить в республику еще около 450 тыс. т. Другие российские компании нефть в Белоруссию в январе не поставляли, при этом по межправительственному соглашению 2017 года до 2024 года Россия должна ежегодно поставлять Белоруссии 24 млн т нефти, то есть по 2 млн т в месяц. Президент Белоруссии Александр Лукашенко в начале февраля потребовал от правительства страны принять меры, «чтобы Россия выполняла обязательства», и доложить ему о результатах.

Из-за этого, как сообщило издание Tut.by 4 февраля, на некоторых белорусских заправках ЛУКОЙЛа введены ограничения на продажу дизтоплива. Источники издания заявили, что НПЗ в Мозыре и Новополоцке отказываются поставлять топливо на заправки, которыми владеют российские нефтяные компании. «Нет нефти — нет бензина», — сказали собеседники Tut.by.

Тогда в пресс-службе «Белнефтехима» заявили, что никаких ограничений поставок с НПЗ нет, а информация о лимитировании продаж на АЗС «имеет провокационный оттенок, попытку породить какой-то ажиотажный спрос, посеять панику». «Концерн «Белнефтехим» не ограничивал поставки нефтепродуктов сетям российских АЗС, несмотря на сложную ситуацию с поставками нефти в республику», — заявил 5 февраля Тищенко.

7 февраля стало известно, что подконтрольные российским нефтяникам АЗС Белоруссии начали покупку топлива у «Сафмара». Однако близкий к группе источник сказал РБК, что они уже перерабатывают поставляемую в Белоруссию нефть по давальческим схемам, и продает в том числе российским АЗС. «Но всех желающих в полном объеме мы обеспечить топливом не можем из-за его ограниченных объемов», — сказал РБК источник, близкий к компании. Официальный представитель «Сафмар» это не комментирует.

11 февраля Reuters со ссылкой на свои источники сообщил, что подконтрольные российским нефтяным компаниям сети АЗС в Белоруссии из-за нехватки нефтепродуктов могут начать закупку топлива в соседних странах. В частности, источник агентства в «Газпром нефти» сообщил, что ее сеть АЗС столкнулась с ограничениями поставок от «Белнефтехима». «Концерн приостановил нам продажу топлива. Говорит, что не имеет свободных ресурсов. У нас [в компании] посмотрели, решили купить и привезти из-за рубежа — из Польши или из Прибалтики», — рассказал собеседник Reuters.

Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
ФНС взыщет ущерб за налоговые преступления бизнеса с физлиц. В чем суть
Pro
Развод и деньги пополам. А как быть с криптовалютой
Pro
Используйте свою власть. Как быстро стать руководителем-профи
Pro
Как прошло IPO МТС Банка и что будет с его акциями
Pro
Почему Microsoft тратит десятки миллиардов на ИИ