Бизнес, 12 мар 2019, 11:43

Продажи БАДов через аптеки в России впервые снизились с 2010 года

Впервые с 2010 года продажи БАДов через аптеки снизились — как в денежном выражении, так и в проданных упаковках. Основные причины — снижение доходов населения и переток в другие каналы продаж, в частности в интернет-магазины
Читать в полной версии
Фото: Александр Коряков / «Коммерсантъ»

По итогам 2018 года объем продаж биологически активных добавок (БАД) в России в аптечной рознице составил 53,4 млрд руб., или 326 млн упаковок, следует из данных ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России DSM Group (есть в распоряжении РБК). По сравнению с 2017-м продажи снизились на 0,6% в денежном выражении и на 8,4% в упаковках. Таким образом, отрицательная динамика в годовых продажах БАДов — это первый случай с 2010 года, когда по сравнению с 2009-м снижение было отрицательным на уровне 0,3% в годовом выражении.

Как отмечают в DSM Group, на продажи БАДов в прошлом году повлияло прежде всего снижение доходов россиян, а также пристальное внимание проверяющих органов к некоторым группам добавок, что привело к изменению структуры потребления. Гендиректор DSM Group Сергей Шуляк пояснил РБК, что именно на БАДах покупатели начинают экономить при нехватке денежных средств в первую очередь, поскольку те не являются необходимостью, как лекарственные препараты, и отмена, как правило, не наносит вреда здоровью. ​Другой причиной стали проверки надзорными органами отдельных категорий биодобавок, в частности от эректильной дисфункции — третьей по объему категории, занимающей более 11% всего рынка, напоминает он. За год объем продаж таких БАДов сократился в денежном выражении на 3%, что может быть связано в том числе с проверками Роспотребнадзора, выявившими в составе те же вещества, что и в лекарственных препаратах, указал эксперт.​

По словам исполнительного директора СРО «Союз производителей БАД к пище» Александра Жесткова, с 2017 по 2018 год, несмотря на экономическую ситуацию в стране, на российском рынке происходило довольно значительное перераспределение в пользу дорогих БАДов. Хорошо заметен рост дорогого сегмента с 2017 года как в рублях, так и в упаковках, отметил он, и одновременно очень сильное сокращение дешевого, особенно по итогам прошлого года. Это подтверждают и данные DSM Group: по расчетам аналитиков, категория БАДов от 500 руб. была единственной, которая показала прирост объема реализации: рост составил 11,9% в рублях и 10% в упаковках по сравнению с 2017-м. Как поясняет Жестков, происходит не сокращение потребления БАДов, а изменение «портрета» потребителя добавок: ими стало интересоваться молодое платежеспособное население.

Ваш браузер не поддерживает вставку видео

Видео: РБК

Кроме того, на сокращение объемов продаж в аптечной рознице могло повлиять частичное перераспределение в другие каналы продаж — в нефармацевтическую розницу, а также в интернет-торговлю, в частности в трансграничную, отметил эксперт. Согласно результатам исследования Nielsen «Поведение покупателей в аптеках», проведенного в ноябре 2018 года, число покупателей онлайн-аптек действительно выросло: 42% респондентов пользовались услугами онлайн-аптек, в то время как в 2016-м (тогда проводилось аналогичное исследование) их доля составляла 32%. Витамины стали самой покупаемой категорией среди опрошенных: их приобретали 28% респондентов.

По словам директора по коммуникациям «Ашан ритейл Россия» Марии Курносовой, за последний год продажи категории БАД у ретейлера выросли на 10%. Они отметила, что «Ашан» регулярно пересматривает предложение в этой категории, добавляет новые товарные позиции и закрывает те, у которых слабые продажи. Лидерами в категории являются мультивитамины, витамин С, аскорбиновая кислота и средства от простуды, отметила она. Рост спроса фиксируют и в «Азбуке вкуса»: по словам представителя ретейлера Андрея Голубкова, если рассматривать категорию БАДов, включая спортивное питание, то продажи категории через магазины сети в 2018 году выросли более чем в два раза по сравнению с предыдущим годом, прирост продаж БАДов в категории красота и здоровье за указанный период составил около 5%.

Сокращение продаж БАДов именно в аптечном сегменте также отметила исполнительный директор саморегулируемой организации Ассоциация независимых аптек (СРО АСНА) Виктория Преснякова. По ее мнению, основные причины снижения объемов продаж связаны со смещением продаж БАДов из аптек в розничные торговые точки, а также с изменением структуры продаж добавок в аптечном ретейле и повышением требований к качеству представленных в аптеках биодобавок. Тем не менее аптечная розница остается основным каналом продаж: на нее, по данным эксперта, приходится более 80% всего рынка БАДов.

Хотя темпы роста рынка БАДов немного сократились, вероятно, это временный эффект, связанный с изменением структуры рынка и потребителя, считает Жестков. Он ожидает, что в 2019 году темпы роста рынка усилятся.

За прошедший год БАДы в рознице подорожали на 8,4%, средняя стоимость упаковки составила 164 руб., подсчитали аналитики DSM Group. По их данным, самой востребованной в 2018 году по прежнему была категория препаратов стоимостью до 50 руб.: на нее пришлось 47,2% от всех проданных БАДов в натуральном выражении. Лидерами этого сегмента считаются гематоген и аскорбиновая кислота, занявшие половину объема продаж в упаковках. Наибольшую выручку аптекам приносят БАДы стоимостью от 55 до 150 руб., на них приходится 43,4% продаж в денежном выражении, отметили аналитики. На рынке доминируют добавки отечественного производства, которые занимают 56,5% в стоимостном и 81,8% в натуральном объеме продаж.

Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
Как малоизвестный китайский производитель смартфонов покорил рынок Африки
Pro
Аттестация без негатива, обид и страха: 10 правил оценки персонала
Pro
Почему так сложно зарегистрировать «советский» бренд в Роспатенте
Pro
Уволили за эксперименты: каково работать в Revolut — в шести пунктах
Pro
«Отмените субсидии». Как политика Трампа повлияет на рынок электрокаров