ОПЕК и МЭА рекордно разошлись в прогнозах о нефти
Группа производителей нефти ОПЕК и Международное энергетическое агентство (МЭА) рекордно разошлись в своих прогнозах насчет спроса на топливо — больше, чем когда-либо за последние 16 лет, с 2008-го, пишет Reuters.
Спрос на нефть вырастет в этом году на 1,22 млн барр. в сутки, спрогнозировало в феврале МЭА. В свою очередь, согласно февральскому отчету ОПЕК, рост составит 2,25 млн барр. в сутки. Разница — 1,03 млн барр. в сутки, или 1% мирового спроса.
Как объясняет агентство, разница в оценках этих двух «наиболее внимательных прогнозистов» означает, что трейдеры получают разные сигналы трейдерам и инвесторам о развитии нефтяного рынка и скорости перехода к более экологически чистым видам топлива.
«У МЭА очень четкое представление о том, что энергетический переход будет продвигаться гораздо более быстрыми темпами. Оба агентства загнали себя в угол, и именно поэтому у них такой огромный разрыв в прогнозах спроса», — оценил бывший глава отдела нефтяных рынков МЭА Нил Аткинсон.
Согласно мнению 26 аналитиков, опрошенных Reuters, в среднем ожидается рост на 1,3 млн баррелей, что ближе к прогнозу МЭА. При этом 12 из 20 аналитиков ответили отрицательно на вопрос, достигнет ли спрос пика к 2030 году, что соответствует ожиданиям ОПЕК.
ОПЕК и МЭА разошлись также в среднесрочных прогнозах. Так, МЭА ожидает, что спрос на нефть достигнет пика к 2030 году, поскольку мир перейдет на более чистые виды топлива, но ОПЕК не соглашается: ее прогнозы до 2045 года не предусматривают достижение пиковой ситуации.
МЭА было создано во второй половине XX века как энергетическое надзорное ведомство развитых стран. Со временем организация переключила внимание с безопасности поставок нефтегазовой отрасли на поддержку возобновляемых источников энергии и мер по борьбе с изменением климата. В нее входит 31 государство, в основном это крупные потребители энергоресурсов — США, Великобритания, страны Евросоюза и др. По словам аналитиков, члены МЭА надеются, что оно займет руководящую роль в энергетическом переходе.
Члены ОПЕК, напротив, зависят от доходов от ископаемого топлива и сталкиваются с экономическими последствиями из-за быстрого отказа от нефти. Как отмечает Reuters, некоторые из них за это критикуют МЭА. «Они превратились из прогнозистов и оценщиков рынка в тех, кто занимается политической пропагандой», — сказал в прошлом сентябре министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдель Азиз бен Сальман.
Анализ Reuters показал, что прогнозы ОПЕК и МЭА статистически равны с точки зрения точности прогнозов.
«На нефтяном рынке, как обычно, много неопределенности, и если мне нужно выбрать самую важную, то это Китай. Из роста мирового спроса на нефть более чем на 2 млн барр. в сутки, которого мы ожидаем, 60% придется на Китай», — сказал прошлым летом директор МЭА Фатих Бирол.
По мнению главы агентства, самым важным фактором для нефтяного рынка остается экономика Китая. В случае если она ослабнет или будет расти темпами ниже ожидаемых, это может привести к медвежьим настроениям на рынке; но если не ослабнет, то сокращение добычи ОПЕК+ приведет к жесткой ситуации на рынке, пояснил директор МЭА.