S7 пожаловалась на сговор российских нефтяников на рынке керосина
Совладелица авиакомпании S7 Наталия Филева в кулуарах форума «Космос как бизнес» назвала цены на авиатопливо «запредельными». «Цены на авиакеросин в России уже выше биржи — это уже никуда не годится», — передает ее слова «Интерфакс». Причины повышения цен Филева видит в «сговоре» нефтяных компаний. «Нефтяников всего три организации — «Роснефть», «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ — все, больше никого нет. Я считаю, что это сговор», — заявила она.
С соответствующей жалобой Филева обратилась в Федеральную антимонопольную службу. «Я вот не знаю, в каком состоянии, но мы собирались подать. То есть, может, и подали», — рассказала она. По мнению Филевой, нефтяные компании стремятся «отбиться» за счет авиаотрасли, из-за того что объемы их поставок за рубеж и доходы в последнее время сократились.
Представитель S7 подтвердила РБК, что заявление в ФАС уже подано и авиакомпания ждет ответа от ведомства. В пресс-службе ФАС сообщили, что жалоба авиакомпании «Сибирь» (бренд S7) поступила в ведомство 1 декабря и будет рассмотрена в установленный законом срок.
Начальник управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрий Махонин сообщил РБК через пресс-службу ведомства, что антимонопольная служба на постоянной основе проводит мониторинг индикаторов рынка нефтепродуктов. «В целях всестороннего анализа текущей ситуации на рынке авиационного керосина ФАС России был направлен запрос в нефтяные компании на предмет обоснованности цен на авиакеросин. Соответствующая информация будет представлена в ФАС России нефтяными компаниями в срок до 15 декабря», — передал он.
По словам Махонина, национальный внебиржевой индекс цен на авиационный керосин, по данным Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), значительно ниже национального биржевого индекса, а авиаперевозчики, как правило, покупают топливо по внебиржевым ценам с учетом формульного ценообразования. «По данным СПбМТСБ, национальный биржевой индекс цен на авиационный керосин за период с 6 по 12 декабря снизился на 1536 руб. за тонну (3,27%)», — приводит данные он.
В пятницу, 8 декабря, замглавы ФАС Анатолий Голомолзин сообщал РБК, что в этом году имел место существенный рост цен на авиакеросин. «Если брать динамику цен на авиакеросин за три года, то рост цен на него составляет 5–7% в год. В этом смысле сейчас цена топлива дороже, чем три года назад, примерно на 15%», — говорил он, отмечая при этом, что на цену билетов это практически не повлияло.
Старший вице-президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, включает 24 авиакомпании и авиапредприятия) Александр Виндермут отмечает, что ассоциация трижды отправляла жалобы на рост цен на авиакеросин в ФАС, но так и не получила ответа. По его словам, затраты на авиационное топливо составляют около 30% в общей структуре затрат авиакомпании. «В условиях высокой конкуренции цены на авиабилеты не вырастут, но авиакомпании будут вынуждены компенсировать это повышение за свой счет, неся убытки», — добавил он.
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров отмечает, что значительный рост стоимости авиатоплива все же повлияет на стоимость перевозок. По его словам, авиакомпании не смогут постоянно компенсировать рост цен на топливо и будут вынуждены повышать стоимость билетов или банкротиться.
РБК направил запросы в ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», «Роснефть», но пока не получил ответа.
Весной 2017 года Филева жаловалась на повышение тарифов на услуги аэропортов Московского авиаузла. «Мы очень много потеряем. В Домодедово повышение на 20%. Пассажир не может этого оплатить, это ляжет на авиакомпанию. Потом мы обанкротимся, и все эти дыры будет платить государство, как платит сейчас после ухода «Трансаэро», — говорила она.
К концу ноября индекс цен на керосин в аэропортах Московского авиаузла (определяется СПбМТСБ) вырос по сравнению с началом июня на 23%, до 43 тыс. руб. за тонну. Средняя стоимость авиатоплива в московских аэропортах, по данным Росавиации на ноябрь, составила 42,4 тыс. руб. за тонну.
Как ранее писал РБК, после взлета цен на бензин, авиакеросин и зимнее дизельное топливо, который наблюдался на СПбМТСБ с 20 ноября, 4 декабря началось их резкое падение. Снижение цен, лидерами которого стал авиакеросин и бензин АИ-95, началось после того, как ФАС разослала нефтяным компаниям письма с просьбой обосновать цены на эти виды топлива, а также на зимнее дизтопливо.