Бизнес, 13 янв 2022, 16:15

Чубайс назвал условия для подъема экономики Дальнего Востока

Спецпредставитель президента Анатолий Чубайс заявил о национальном проекте для подъема Дальнего Востока. По его словам, строительство там двух приливных электростанций позволит экспортировать «зеленый» водород в Японию
Читать в полной версии
(Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

На Дальнем Востоке есть потенциал для двух «фантастических» приливных станций, которые могут принести региону огромные инвестиции. Об этом заявил специальный представитель президента по связям с международными организациями по вопросам устойчивого развития Анатолий Чубайс в ходе Гайдаровского форума в четверг, 13 января.

Речь идет о проектах приливных электростанций (ПЭС) Тугурская в Хабаровске и Пенжинская на Камчатке. «Их строительство было нецелесообразно, пока не появилась тема водорода», — пояснил Чубайс. По его словам, «сейчас идут серьезные расчеты, и в ближайшее время первые выводы будут сделаны об экономической целесообразности этих проектов». Если их экономика подтвердится, то для Дальнего Востока приливные электростанции и электролиз (производство водорода) станут национальным проектом для подъема этого региона с такими инвестициями, которые он не получал десятилетиями, отметил Чубайс.

С помощью ПЭС можно производить так называемый зеленый водород. Но для этого еще нужно построить завод по электролизу и порт для перевалки произведенного водорода, добавил Чубайс. Япония в 2030 году будет потреблять 3 млн т водорода, что, по оценке Чубайса, эквивалентно примерно $15 млрд. Япония планирует свести к нулю выбросы парниковых газов в атмосферу к 2050 году, в том числе с помощью использования водорода. «При этом на мой вопрос японским экспертам, сколько она собирается производить водорода, я получил ответ — ноль», — заметил он.

Электролизный завод — это бизнес-проект, но при строительстве порта по перевалке водорода потребуется помощь государства, поскольку это долгоокупаемый проект, отметил Чубайс. Потенциальный объем экспорта водорода из России в целом он оценил в $50 млрд. Перспективные покупатели помимо Японии — Южная Корея и Западная Европа. По его мнению, к 2030 году Россия может «выйти на объем продаж от 6 млн до 10 млн т водорода на мировом рынке — это до $40 млрд».

В октябре 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин поставил задачу перед экспертами от науки, бизнеса и государства подготовить стратегию создания водородного кластера, рассказал спецпредставитель президента. «Думаю, в феврале-марте [2022 года] мы получим внятный ответ», — сказал он.

Что известно про проекты приливных электростанций

В сентябре прошлого года президент Владимир Путин поручил правительству к 1 марта 2022 года рассмотреть вопрос о создании центров по производству водорода и аммиака с использованием энергии, вырабатываемой ПЭС, в том числе Пенжинской, Тугурской и Мезенской (в Мезенском заливе Белого моря в Архангельской области). В частности, он ждет от правительства оценки технико-экономических характеристик таких центров и возможностей привлечения зарубежных партнеров к их созданию. Все эти три проекта оценивались еще советскими институтами, но так и не были реализованы. До последнего времени их строительству мешали высокая стоимость гидросооружений и отсутствие рынков сбыта. Но согласно концепции развития водородной энергетики, которую правительство утвердило в августе 2021 года, Россия намерена экспортировать от 15 млн до 50 млн т водорода в год на мировой рынок в 2050 году.

ПЭС — особый вид гидроэлектростанций, использующий энергию приливов. В России наивысшие приливы наблюдаются в Белом море (до 10 м) и в Пенжинской губе Охотского моря (13,4 м). Первая и единственная экспериментальная приливная электростанция в России — Кислогубская ПЭС мощностью 1,7 МВт — была построена в 1968 году на берегу Баренцева моря. Крупнейшая в мире ПЭС находится в Южной Корее, она была запущена в августе 2011 года и обладает установленной мощностью 254 МВт. Такие электростанции есть в Китае, Франции и Канаде.

Над проектом Пенжинской ПЭС работает компания «Н2 Чистая энергетика», принадлежащая гендиректору золотодобывающей компании «Полюс» Павлу Грачеву. Его цель — сделать Пенжинскую ПЭС одним из крупнейших источников для производства водорода в мире. В 1970-е годы стоимость проекта оценивалась более чем в $200 млрд, а установленная мощность ПЭС — до 100 ГВт, что соответствует примерно 40% общей установленной мощности электростанций единой энергосистемы России. «Наша задача и договоренность с правительством Камчатки в том, чтобы изучить возможность такого производства и, если оно в целом экономически оправданно, найти оптимальный вариант его строительства», — говорил Грачев в интервью РБК.

Топ-менеджер тогда признавал, что рынок сбыта водорода в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) «не резиновый» и Россия там будет не единственным потенциальным поставщиком. «Поэтому помимо изучения технической возможности для строительства ПЭС нам предстоит проанализировать коммерческий спрос на водород с учетом расходов на хранение и транспортировку, которые сегодня являются основными статьями затрат в поставке водорода на рынки потребления», — объяснял он.

Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент