Бизнес, 13 фев 2015, 17:15

Stockmann уйдет из всех торговых центров «Мега» в Москве

Stockmann закроет три из шести магазинов в Москве и до 2016 года уведет с рынка магазины под брендом Lindex. Одной из причин запуска режима жесткой экономии холдинга стал обвал рубля
Читать в полной версии
(Фото: Lori)

Подсчет убытков Финская торговая сеть Stockmann, в конце 1980-х первой вышедшая на советский рынок, сокращает свое присутствие в России. В пятницу компания объявила, что закрывает магазины во всех торговых центрах «Мега» в Москве. Тем самым Stockmann наполовину уменьшит свое присутствие в столице. Также компания приняла решение закрыть в России все 19 магазинов одежды под брендом Lindex. О прекращении работы 16 российских магазинов одежды сети Seppala было объявлено ранее, в октябре. 

Stoсkmann работает в 16 странах мира, но на Россию приходится значительная часть бизнеса компании. У группы 16 универмагов, которые формируют около 60% выручки. Из них шесть – в Москве, и по одному – в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Также в группу входят 182 магазина под брендом Seppala и 491 – Lindex.

В отчетности Stockmann российский рынок назван одним из основных. В структуре выручки группы на долю России приходится 15,6%. Больше продажи только в Финляндии (47,9%), а также совокупная выручка в Швеции и Норвегии (27,9%).

Решение о закрытии магазинов в Москве Stockmann объяснила обвалом рубля. Резкое падение курса российской валюты уже привело к падению глобальной выручки и прибыли группы. В 2014 году ее продажи упали на 9,5%, до €1,8 млрд, а убыток компании составил €63 млн против прибыли в €22 млн в 2013 году.

Январские результаты, о которых компания отчиталась в пятницу, оказались не лучше: общая выручка группы год к году упала на 5,7% (до €119,4 млн). При этом в России розничные продажи Stockmann в евро рухнули сразу на 38,1%. На общем результате сказалось и снижение числа российских туристов, из-за чего пострадали продажи универмагов в Хельсинки, отмечает компания.

Основную долю выручки приносят универмаги (60%). Январские продажи магазинов Stockmann сократились на 17,1%, в Финляндии – на 9,8%. Продажи сети магазинов одежды Lindex в январе росли на всех рынках, кроме России и Прибалтики.

Одновременно с публикацией результатов Stockmann объявила о запуске антикризисной программы, которая за год должна позволить группе сэкономить не менее €50 млн. Помимо сокращения бизнеса в России, Stockmann избавится от нескольких магазинов в Финляндии, например в Оулу.

Бегство от рубля

По оценке Y Consulting, объем российского одежного рынка в 2014 году составил около 3,9 трлн руб. Но из-за падения рубля уже несколько иностранных ретейлеров заявили о планах сворачивать деятельность в России.

В октябре 2014 года польская компания «Маратекс», которая развивала в России по франшизе такие марки, как Esprit, River Island, OVS и магазины нижнего белья Bodique, объявила о прекращении работы. У компании было более 60 магазинов в стране. Уход с российского рынка она объясняла тяжелой экономической ситуацией, при которой работать в России стало невыгодно.

В ноябре 2014 года о закрытии своего флагманского магазина на Тверской улице объявил производитель модной одежды Zara. Руководство компании тогда отказалось объяснять, с чем связан переезд, а аналитики предполагали, что дело в высокой стоимости аренды. Также на Тверской закрылись ювелирный магазин Pandora, «Перекресток» (X5 Retail Group), InCity и Milavitsa.

В конце января о закрытии трех магазинов в Москве сообщил дистрибьютор обуви угги Fashion Galaxy. Компания отказалась от своего присутствия в ТЦ «Калужский», ТРЦ «Щука» и ТРЦ «Атриум». Представители Fashion Galaxy объясняли, что в связи со сложной экономической ситуацией в России и колебаниями курса валют дистрибьютор вынужден закрыть убыточные магазины.

Исход из «Меги»

Три столичных магазина Stoсkmann арендуют площади в торговых центрах «Мега» (Химки, Белая Дача и Теплый Стан), оставшиеся – в ТЦ «Золотой Вавилон» (проспект Мира), «Метрополис» (Ленинградское шоссе) и Outlet Village «Белая Дача» (Новорязанское шоссе).

По оценке CBRE, площадь Stockmann в Теплом Стане составляет 8300 кв. м, в Химках – 9300, в Белой Даче – 10 400. Таким образом, после демарша финнов, в столичных комплексах «Мега» освободятся почти 28 тыс. кв. м.

За аренду в «Меге» Stockmann по текущему курсу может платить около $300 за 1 кв. м в год, оценивает директор департамента торговой недвижимости Colliers International Анна Никандрова. Если так, экономия только на арендных платежах может составить около $8,4 млн. Все точки группы в этих торговых центрах открыты давно и нуждаются в серьезной реновации, отмечает эксперт. По ее данным, в 2016 году у Stockmann заканчиваются сроки договоров аренды, поэтому для закрытия магазинов установлен такой срок.

«Stockmann – это магазины сегмента чуть выше среднего, нацеленные на хороший средний класс, по которому больше всего ударил кризис: покупатели начинают уходить из магазинов высокой и средней ценовой категории в дискаунтеры», – рассуждает о причинах закрытия магазинов аналитик RMG Артем Кислюк. Ориентация на средний и премиальный ценовой сегмент – не лучшая стратегия в кризис, соглашается гендиректор Y Consulting Дарья Ядерная. «Если в целом по России реальные располагаемые доходы сократились на 7,4%, то в группе населения с доходом 80 000–200 000 руб. в месяц падение уже превышает 40%», – объясняет она.

Найти новых крупных арендаторов, у которых еще нет магазинов в «Меге», будет очень сложно, говорит аналитик отдела торговых площадей CBRE Максим Палт. Продуктовые ретейлеры там уже есть, а из фешн-ретейлеров практически никто в таких форматах не работает. «Фешн-ретейлера, который бы занимал сопоставимые площади, кроме Debenhams, нет. Но он уже и так снимает площади в «Мега» «Белая дача», – рассуждает Никандрова.

Пресс-служба IKEA в России на запрос РБК сообщила лишь, что ТЦ «Мега» в Москве «всегда пользуются большим спросом со стороны потенциальных арендаторов», и компания будет рассматривать различные варианты использования освободившихся площадей. Stockmann на запрос РБК не ответила.

Верят в Россию

Metro Cash & Carry 
(Германия)

В начале февраля 2015 года сеть продуктовых мелкооптовых гипермаркетов Metro C&C объявила, что, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в России, компания намерена расширяться на местном рынке. Сколько конкретно новых магазинов она откроет, не уточняется. В апреле 2014‑го Metro обещала удвоить число торговых точек в России до 2018 года. «Мы видим большой потенциал для развития нашего мелкооптового бизнеса на российском рынке. Для строительства торговых центров рассматриваются как новые регионы, так и города, где уже работает Metro», – подчеркивала представитель Metro в России Оксана Токарева. Компанию пока не пугают потери от валютных скачков: по словам исполнительного директора Metro Group Олафа Коха, если стоимость евро останется на уровне 80 руб., операционная прибыль компании может сократиться примерно на €200 млн.

Mango (Испания)

Весной 2014 года стало известно, что сеть, торгующая одеждой и аксессуарами, собирается создать в России сеть универмагов Mango Megastore площадью 850–1200 кв. м каждый по сравнению со стандартными 220–600 кв. м. Со ссылкой на директора по развитию Mango в Европе и СНГ Анико Костьял газета «Коммерсантъ» сообщила, что в 2014‑м компания должна открыть на местном рынке порядка 30 крупных магазинов. В июле 2014‑го Mango подтвердила, что до середины 2015‑го инвестирует $34 млн в развитие новых форматов и брендов в России: Mango Megastore и Violeta by Mango. Компания «Манго Раша» управляет примерно 60 магазинами в России, с учетом франчайзинговых – 167 торговых точек.

IKEA (Швеция)

В январе 2015 года сеть, торгующая мебелью и товарами для обустройства дома, заявила о сохранении инвестиционных планов в отношении России: до конца 2020 года она намерена вложить в местный рынок $2,3 млрд. «IKEA придерживается своих долгосрочных планов. Мы следим за событиями, происходящими в стране, но наша стратегия остается неизменной», – говорилось в сообщении компании. Она не раскрывала планов по числу новых магазинов, но заявленных инвестиций может хватить на удвоение сети. Сейчас у IKEA 14 гипермаркетов, говорится на ее сайте, в том числе три в Москве, два в Ленинградской области, по одному в Казани, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Омске, Уфе, Самаре и Адыгее. Кроме того, в России шведы строят торговые центры под брендом «Мега» – их также 14.

Auchan (Франция)

В январе 2015 года продуктовый ретейлер заявил, что объем инвестиционной программы в России составит 10 млрд руб., основными направлениями станут открытия новых магазинов и развитие логистики. В июне 2014‑го, уже после присоединения Крыма, Всемирный банк все‑таки одобрил финансирование проектов Auchan в России, несмотря на протест Канады и отсутствие поддержки со стороны США, сообщало агентство Bloomberg со ссылкой на представителя банка Серен Джвeйeд. Международная финансовая корпорация, входящая в группу Всемирного банка, должна была предоставить в кредит французской сети €250 млн на расширение в России, Вьетнаме и других развивающихся странах. В банке отметили, что проект предоставит потребителям с доходами среднего и ниже среднего уровня доступ к качественной продукции по низким ценам.

OBI (Германия)

Сеть товаров для дома обещала в 2015 году вывести на российский рынок свои продуктовые дискаунтеры Plus: до 2020 года должно открыться до 150 магазинов, инвестиции могут составить до €500 млн, говорится в презентации компании. Как рассказывал в декабре 2014‑го гендиректор OBI Russia Иан Стрикланд газете «Коммерсантъ», сеть рассчитывает ежегодно открывать по пять-шесть уже знакомых местному потребителю гипермаркетов в течение трех лет. Таким образом, OBI не сокращает инвестиционную программу в России, несмотря на то что почувствовала снижение трафика в своих магазинах, объяснял Стрикланд. На начало года в России работало 24 гипермаркета OBI.

Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта