Бизнес, 13 фев 2019, 13:07

Superjet для VIP-персон: зачем банкиру Лебедеву проект в бизнес-авиации

Бизнесмен Александр Лебедев нашел партнеров для создания новой авиакомпании на базе SSJ-100 в VIP-комплектации. Проект может быть реализован с совладельцем Внуково Виталием Ванцевым, ОАК и «ВЭБ-Лизингом»
Читать в полной версии
(Фото: Марина Лысцева / ТАСС)

Какую компанию создает Лебедев

Владелец Национального резервного банка (НРБ) и британской газеты The Independent Александр Лебедев, который ранее занимался авиационным бизнесом, нашел партнеров для создания новой авиакомпании. Она будет специализир​оваться на чартерных корпоративных перевозках на базе самолетов Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100). Партнерами Лебедева станут Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, ее «дочка» «Гражданские самолеты Сухого» выпускает SSJ-100), «ВЭБ-Лизинг» (собственник и арендодатель самолетов), аэропорт Внуково (один из ключевых центров бизнес-авиации в России) и авиакомпания «Азимут», с которой планируется разработать «единый концептуальный подход и механизмы его реализации», рассказал источник РБК, знакомый с проектом соглашения между сторонами.

Источник в ОАК сообщил РБК, что ведутся переговоры с Лебедевым и другими партнерами о создании нового чартерного перевозчика на базе SSJ-100, но подробностей не раскрыл. Обсуждается реализация проекта в такой конфигурации, добавил источник, близкий к ВЭБу. Представитель Внуково сообщил, что соглашение между ВЭБом, ОАК и «Азимутом» будет подписано на Сочинском экономическом форуме, который начинается в четверг, 14 февраля. В «ВЭБ-Лизинге» отказались от комментариев.

Лебедев подтвердил РБК, что договорился с этими партнерами, однако отказался от дополнительных комментариев.

Об идее создать новую авиакомпанию для корпоративных частных перевозок Лебедев рассказал РБК еще в мае 2018 года. Тогда он говорил, что обратился в правительство с предложением модифицировать 100 SSJ до люксовой категории. Если парк будет сформирован, то Лебедев готов на их базе создать авиакомпанию, ориентированную на перевозки пассажиров с повышенным комфортом «по цене на 10% выше VIP-билетов «Аэрофлота». «Если требующийся парк самолетов будет сформирован, я готов рискнуть оборотными средствами», — говорил тогда предприниматель.

В письме Лебедева на имя премьера Дмитрия Медведева от ноября 2018 года (у РБК есть копия) говорилось, что бизнес-модель новой авиакомпании может быть структурирована через создание управляющей компании в формате государственно-частного партнерства: государство вносит самолеты SSJ-100, а частный инвестор финансирует интерьерную часть, то есть переоборудует их для корпоративных и VIP-перевозок. Прибыль будет распределяться между акционерами в соответствии с размером долевого участия, писал он. В правительстве такого письма не видели, сообщили РБК в его пресс-службе.

Почему выбор пал на SSJ

Новую авиакомпанию Лебедев планировал создать с парком из 100 самолетов SSJ-100 в VIP-комплектации. Первоначально будут летать шесть лайнеров — три в компоновке 19 кресел (VIP) и еще три по 40–60 кресел (All Business Class), сообщил РБК источник, близкий к одному из участников проекта. По оценке экспертов, которая приводится в письме, «уже сегодня» объем корпоративных перелетов внутри страны загрузит 20 SSJ в бизнес-компоновке.

Самолет SSJ-100  (Фото: Марина Лысцева / ТАСС)

Сейчас авиакомпании не способны зарабатывать на SSJ-100 на регулярных перевозках, объяснял ранее Лебедев. Средний налет таких самолетов — всего 3,5 часа в сутки, что почти втрое ниже уровня окупаемости, а из-за западных санкций есть ограничения по экспортным поставкам. По его оценке, поддержание в летной годности простаивающих примерно 70 лайнеров SSJ-100 стоит «несколько миллиардов рублей в год, а летающие еще сто [самолетов] генерируют убытки в 5–15 млрд руб. [в год]». Поэтому Лебедев предлагал «выдернуть» SSJ-100 из конкурентной среды с более вместительными и эффективными Boeing и Airbus и «поместить» в рыночную нишу корпоративных и VIP-перевозок. Установка в самолеты интерьеров в конфигурации 19 и 40–60 кресел позволит выиграть рынок у зарубежных бизнес-джетов, перевозки на которых в России составляют 25 тыс. рейсов в год на сумму более $1 млрд, считает бизнесмен.

Новый перевозчик, скорее всего, будет использовать действующий сертификат эксплуатанта авиакомпании «Азимут», сказал один из собеседников РБК. «Выбор был между авиакомпаниями Red Wings, «Сириус» и «Азимут». «Виталий Ванцев (совладелец Внуково и «Азимута». — РБК) проявил интерес к проекту. Осуществлять полеты перевозчик будет из Внуково», — добавил он.

Владелец Sirius Aero Николай Уланов подтвердил РБК факт переговоров. По его словам, переговоры продолжаются, но итоговые договоренности еще не достигнуты. РБК направил запрос в Red Wings.

На кого рассчитана услуга

Корпоративные перелеты востребованы среди российских спортивных команд (РФПЛ, КХЛ и Олимпийский комитет России), участников мероприятий «Росконгресса» (организатор Сочинского и Петербургского экономических форумов и еще около 20 мероприятий), среди представителей российского шоу-бизнеса и в игорных зонах, отмечалось в письме Лебедева. К тому же услугами новой компании заинтересовать топ-менеджеры 50 российских госкорпораций, логистика которых «не совместима с расписанием регулярных рейсов». Они смогут «избавиться от излишества владения» иностранными лайнерами и взамен приобретать услугу на «более комфортном самолете» (за счет переоборудования салона) отечественного производства «в разы дешевле», аргументировал Лебедев.

SSJ-100 в VIP-версии (19 кресел) также способен создать в России, Европе и на Ближнем Востоке новый рынок «покресельных чартеров», на котором сейчас доминирует американская компания Jet Smarter, говорилось в письме. РБК направил запрос в пресс-службу Jet Smarter.

Для пассажиров авиакомпания будет работать по клубному принципу, говорил Лебедев РБК в мае 2018 года. «Один из вариантов — размещение гарантийного депозита в НРБ, например​ на 400 тыс. руб. Депозит будет возвратным», — пояснял он.

С какими рисками столкнется проект

Проект, несомненно, яркий, но излишне оптимистичный, считает глава российского представительства авиакомпании Global Jet (занимается чартерными бизнес-перевозками) Евгений Клочков. «В этом проекте смешиваются две разные маркетинговые ниши — бизнес-авиация (VIP-сегмент) и коммерческая авиация уровня бизнес-класса», — пояснил он. К тому же вызывает вопросы ставка новой компании на SSJ-100: для финансовой модели с высокой уверенностью подтвердить реальные показатели надежности этого самолета практически невозможно, и нет коммерческого опыта использования в них VIP-интерьеров. «Все выполненные проекты VIP-интерьеров существенно отличаются от того, к чему привыкли клиенты бизнес-авиации», — сказал он.

По словам управляющего партнера экспертной группы Veta Ильи Жарского, достоверных данных об объеме рынка бизнес-авиации в России нет, на нем работает около 20 компаний. «Одно можно сказать наверняка: участников этого рынка с флотом из 100 современных ближнемагистральных самолетов сейчас просто нет и в обозримом будущем не появится», — отметил он. Спрос на услуги бизнес-авиации в корпоративных перевозках сейчас формируют несколько десятков крупнейших компаний.

Заместитель директора рейтингового агентства АКРА Александр Гущин согласился, что эксплуатация SSJ-100 несет определенные риски из-за того, что VIP-перевозки подразумевают круглосуточную доступность самолета и использование лайнеров других типов (например, Gulfstream). Уход от классической модели бизнес-авиации может привести к тому, что компания не попадет в целевую нишу, когда услуга будет недостаточно эксклюзивной для одних потенциальных клиентов и слишком дорогой для других, предупредил эксперт.

Банкир-авиатор

У Александра Лебедева​ есть опыт ведения бизнеса с компаниями из авиационной отрасли. С 2003 по 2013 год он был акционером «Аэрофлота», но не смог найти взаимопонимания с руководством авиакомпании. Бизнесмен также был с​овладельцем лизинговой компании «Ильюшин Финанс» и созданной на ее базе авиакомпании Red Wings. Но в апреле 2013 года Лебедев продал 100% перевозчика и долю в лизинговой компании.

Pro
«Колонизировать» Белый дом: что Илон Маск получит от президентства Трампа
Pro
Подмена желаний: как ставить цели, ведущие к настоящему счастью
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
Как руководитель подталкивает сотрудников к увольнению — 7 ошибок
Pro
Какие риски возникают у владельцев грузов из Китая
Pro
Инвестор из США хочет купить «Северный поток-2». Как он связан с Россией
Pro
Как сделать доставку удобной и не выйти за рамки бюджета — 5 способов
Pro
Почему предпринимателям в России так сложно дается цифровизация бизнеса