Бизнес, 13 фев 2023, 00:00

Страны ЕАЭС увидели дискриминацию в планах России по онлайн-продаже вина

Какие из стран союза заинтересованы в торговле спиртным в интернете
Евразийская экономическая комиссия считает, что разрешение продавать только российские вина в рамках эксперимента по онлайн-продаже алкоголя ограничивает интересы стран ЕАЭС. Но крупный производитель вин среди них лишь Армения
Читать в полной версии
Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Регулятор Евразийского экономического союза (ЕАЭС) считает, что текущие условия готовящегося в России эксперимента по дистанционной продаже алкоголя могут противоречить договору союза и дискриминировать интересы входящих в него стран (помимо России это Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия). Такие выводы содержатся в письме, которое департамент развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в конце прошлого декабря направил в Государственно-правовое управление президента России. Документ есть в распоряжении РБК, подлинность его содержания подтвердили участник рынка интернет-торговли и один из игроков алкогольного рынка.

Как устроен эксперимент по онлайн-продаже алкоголя

Продажа алкогольной продукции дистанционным способом в России запрещена с 2007 года. Но возможность легализации интернет-продаж спиртного неоднократно обсуждалась в правительстве. В 2017 году Минфин подготовил законопроект, в соответствии с которым онлайн-продажа алкоголя могла начаться в 2020 году, но тогда инициатива не была реализована — против, в частности, выступили Минздрав и МВД. В апреле 2021-го, как сообщал РБК, президент Владимир Путин поручил протестировать продажу алкоголя через инфраструктуры «Почты России»: речь шла не обо всей алкогольной продукции, а только о прямой доставке «от изготовителей до потребителей» российского вина (то есть продукции, произведенной из выращенного на территории России винограда).

Согласно действующей концепции, эксперимент по дистанционной продаже алкоголя в России начнется в будущем ноябре и продлится до 31 июля 2026 года. Согласно разработанному Минфином законопроекту, онлайн-продажи будут разрешены производителям российских вин (тихих, игристых и крепленых) в Москве. Заказать продукцию можно будет только на специальном сайте «Почты России», доставка осуществляется через 24 часа после совершения заказа. А передача продукции покупателю будет происходить после подтверждения совершеннолетия по паспорту или через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА, сейчас применяется на «Госуслугах»).

РБК обратился за комментарием в пресс-службу ЕЭК и «Почту России», а также в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Белоруссии, Министерство торговли и интеграции Казахстана, Министерство экономики Армении и Министерство экономики и коммерции Киргизии.

Почему ЕЭК не поддержала эксперимент

В своем отзыве регулирующий орган ЕАЭС отмечает, что введение нового дистанционного способа продажи «отдельного вида алкогольной продукции» — в целом мера, смягчающая правила оборота такой алкогольной продукции и шаг к либерализации рынка, но при условии, что она применяется ко всей алкогольной продукции данного вида, в том числе к произведенной лицами других государств — членов ЕАЭС. «Введение на постоянной основе регулирования в отношении розничной продажи дистанционным способом исключительно российских вин, крепленых вин, игристого вина будет иметь признаки несоответствия положениям договора», — уточняется в документе.

В своих аргументах департамент ЕЭК ссылается на положения договора о Евразийском экономическом союзе, в частности на статьи, предусматривающие:

  • обеспечение свободного передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов на внутреннем рынке;
  • об отказе стран — участников союза от введения дискриминационных мер в сравнении с режимом, действовавшим на дату вступления в силу договора, и в предоставлении услугам, поставщикам и получателям услуг других стран союза режимов, не менее благоприятных, чем собственным. Если условия конкуренции меняются в пользу услуг любого другого государства — члена союза, такой режим «считается менее благоприятным».

В пресс-службе Минфина РБК уточнили, что законопроект, предусматривающий эксперимент, вводит лишь временное регулирование розничной продажи, которое позволит оценить «как эффективность госконтроля за розничной продажей алкогольной продукции дистанционным способом, так и возможность обеспечить соблюдение запретов и ограничений, установленных для розничной продажи алкогольной продукции». По итогам этого эксперимента ведомство считает возможным рассмотреть вопрос о разрешении дистанционной торговли с учетом позиции ЕЭК, добавили в министерстве.

Какие страны заинтересованы в эксперименте

Руководитель информационного центра Wine Retail Александр Ставцев считает, что бенефициаром расширения списка участников эксперимента по онлайн-продажам алкоголя на страны ЕАЭС могла бы стать только Армения. «Несмотря на значительное производство вина, у страны есть сложности с продвижением продукции на российском рынке. У него достаточно высокая стоимость из-за специфики высокогорного виноградарства и привлечения значительного объема контрактного производства, а значит, этой продукции нужен специфический канал продаж», — поясняет он.

У Казахстана потенциал поставок вина, по словам Ставцева, невелик: крупнейшие предприятия страны совокупно возделывают всего около 3 тыс. га виноградников и при вероятной заинтересованности в экспорте объем продукции очень ограничен. «Белоруссия в основном могла бы быть заинтересована в поставках водки и других крепких алкогольных напитков, таких как текила и виски, которые производят ее госпредприятия, а киргизский алкоголь в целом присутствует на российском ранке в очень ограниченном количестве», — рассказывает эксперт.

С этой оценкой потенциала поставок винной продукции из союзных стран согласен директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз, как и с выводом, что включение в эксперимент могло бы быть актуально для вин и коньяков Армении. «В целом обсуждение создания единого алкогольного рынка идет с 2012 года, но кроме гармонизации ставок акциза между странами — участницами союза пока продвижения нет», — напоминает он.

Сколько вина поставляют в Россию страны ЕАЭС

Согласно доступным данным Федеральной таможенной службы (с прошлого февраля российская таможня не публикует статистику по экспорту и импорту), в 2021 году Россия импортировала вина только из двух стран — участниц ЕАЭС — Армении и Казахстана. Из первой было ввезено 2,8 тыс. т продукции стоимостью $4,9 млн, а из второго — 1,3 т на $10,7 тыс. Для сравнения: в целом за тот год Россия завезла из других стран 616,2 тыс. т вин на сумму $1,3 млрд.

Ставцев также отмечает, что препятствием для расширения эксперимента на другие страны союза может стать отсутствие у них сопоставимых с российской систем подтверждения происхождения вина.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов считает позицию ЕЭК справедливой. Россия и страны ЕАЭС — часть единого экономического пространства и «крайне важно следовать общим подходам, чтобы не допустить подобный перекос в доступе российских производителей на рынок других стран-участниц», подчеркивает эксперт. «Кроме того, в рамках эксперимента по онлайн-продажам алкогольной продукции есть масса инструментов продвижения, чтобы выделить отечественную продукцию, — особенности онлайн-канала продаж позволяют очень хорошо это реализовывать», — добавляет Соколов.

Спрос со стороны потребителей на сервис по доставке алкоголя стремительно растет, продолжает президент АКИТ: поисковые системы ежемесячно фиксируют сотни тысяч запросов по теме «алкоголь с доставкой на дом». При этом любое исключение продукции порождает теневой оборот: по данным АКИТ, в сегменте дистанционной продажи алкоголя он уже достиг 30 млрд руб. в год.

«На российском рынке продажи алкоголя в достаточной степени прослеживаются и лицензируются, а значит, эксперимент не должен строиться по принципу «один логист и только отечественные вина», тогда он ничего не покажет», — объясняет Соколов. В АКИТ считают, что эксперимент должен строиться на комплексном подходе, при котором в нем могут участвовать как производители широкого круга продукции, так и продавцы, в том числе маркетплейсы, лицензированная розница и участники ресторанного рынка. При этом АКИТ предлагает установить в качестве порога вхождения 1 млрд руб. оборота для розницы и маркетплейсов и 50 млн руб. для ресторанов.

Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек