Бизнес, 13 мар 2017, 18:00

Российский рынок снеков перестал расти по итогам 2016 года

Рост цен, популярность здорового питания и сокращение импульсных покупок негативно повлияли на рынок снеков. Их продажи в натуральном выражении почти не выросли в 2016 году, хотя годом ранее увеличились на 4,2%
Читать в полной версии
Фото: Владимир Песня / РИА Новости

Рынок снеков (к ним относятся чипсы, рыбные закуски, сухарики и соленое печенье) близок к стагнации. Продажи этих продуктов за год (с февраля 2016-го по январь 2017-го) выросли в натуральном выражении всего на 0,1%, а в денежном — на 4,2%, подсчитали аналитики Nielsen для РБК. Годом ранее категория снеков показывала гораздо более позитивную динамику: продажи выросли на 4,1% в натуральном и на 14,9% в денежном выражении.

Особенно плохо обстоят дела с рыбными и морскими закусками. Продажи в этой категории не только не растут, а падают второй год подряд. Так, по состоянию на январь 2017 года в натуральном выражении они снизилась на 3,4%, в денежном — на 3,8%. Годом ранее, в 2015 году, падение продаж данной категории составило 16,2% в килограммах и 3,9% в деньгах. Эксперты Nielsen связывают это с резким — на 28,2% — скачком цен. Рыбные закуски подорожали совсем незначительно — всего на 0,5%.

Одна из основных категорий снеков — чипсы — за последние пару лет дорожала, по оценкам Nielsen, на 13%. В итоге их продажи в натуральном выражении выросли в 2016 году на 1,8%, что втрое меньше темпов предыдущего года — 4,6%. В деньгах снижение динамики продаж оказалось не столь заметным: сегмент прибавил в 2016 году на 9,1% против 15,5% годом ранее.

В пресс-службе «Мон'дэлис Русь» отчасти подтвердили данные Nielsen: продажи чипсов под торговой маркой «Эстрелла» за год выросли примерно на 9% в натуральном и денежном выражении. Представитель PepsiCo, которая является крупнейшим производителем чипсов в России (марка Lay’s), отказался назвать РБК динамику продаж, но оговорился, что доля компании на рынке в 2016 году увеличилась на 0,9 п.п. 

Как считает директор по работе с глобальными компаниями «Nielsen Россия» Марина Лапенкова, на замедление темпов рынка влияют рост розничных цен (при том что снеки — это товар не первой необходимости), тренд на здоровое питание, а также сокращение импульсной розницы (ларьков и киосков). Подобные торговые точки «являлись одним из ключевых каналов продаж снеков и чипсов».

Производители пытаются компенсировать негативные тренды за счет предложения более выгодных для покупателя больших упаковок, рассказал РБК один из участников рынка. По его словам, еще одна тенденция, поддерживающая рынок, — рост домашнего потребления снеков за счет экономии на посещении кафе и кинотеатров.​

Pro
«Пять сил Портера»: как обойти конкурентов и вырваться в лидеры
Pro
Чучхе по-китайски. КНР начала перезагрузку экономики ради победы над США
Pro
Злорадство: почему мы радуемся неудачам других
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Руководители переходят на личности, отделы воюют. Что делать владельцу
Pro
10 поводов попасть в черный список Центробанка и 2 способа выйти из него
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Как составить план на день исходя из ценностей: пирамида Франклина