Биржевая цена тонны бензина АИ-95 впервые с сентября превысила ₽60 тыс.
По данным территориального индекса европейской части России, в среду бензин АИ-95 подорожал на 1,88%, до 60,569 тыс. руб. за тонну, говорится на сайте Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Это максимум с конца сентября 2023 года, когда цены на бензин стали снижаться после ввода 21 сентября временного эмбарго на экспорт топлива. Исторический максимум для АИ-95 составляет 76,876 тыс. руб. за тонну, он был достигнут 7 сентября.
В России с 1 марта вновь введен запрет на экспорт бензина сроком на полгода. Однако стоимость топлива на бирже растет на фоне атак беспилотников на нефтеперерабатывающие предприятия страны. В частности, 12 марта пожар возник на одном из крупнейших НПЗ страны — Нижегородском, а 13 марта стало известно о пожаре на Рязанском НПЗ и остановке Новошахтинского НПЗ, обеспечивающего топливом юг России.
Кроме того, в этом году на внеплановые ремонты были остановлены и другие нефтеперерабатывающие предприятия из-за атак и выхода из строя оборудования. Сообщалось о ремонте технологической установки на Нижегородском НПЗ, Волгоградском НПЗ и Туапсинском НПЗ. Также останавливался Ильский НПЗ, однако он в конце февраля уже вернулся к штатной работе.
В среду, 13 марта, на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже подорожали и другие виды топлива. В частности, цена бензина АИ-92 выросла на 1,31%, до 48,182 тыс. руб. за тонну; летнее дизельное топливо стало дороже на 1,62%, до 61,791 тыс. руб. за тонну. Стоимость межсезонного дизеля выросла на 1,13%, до 61,494 тыс. руб. за тонну, зимнего — на 0,79%, до 63,103 тыс. руб. за тонну.
РБК направил запрос в Минэнерго.
Как объясняет источник РБК на топливном рынке, текущий рост биржевых цен пока вызван только опасениями за баланс спроса и предложения из-за произошедших событий. Если повреждены первичные установки переработки нефти, то сократится выпуск не только бензинов, но и дизельного топлива. «Ситуация для рынка потенциально серьезная, поэтому покупатели страхуются, закупая товар», — отмечает собеседник РБК.
Инцидент на Рязанском НПЗ действительно может осложнить текущую ситуацию на внутреннем рынке топлива, считает Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента Института энергетики и финансов (ИЭФ). Однако точный характер повреждений пока не ясен, добавляет он.
«Агентство Reuters сообщило, что были остановлены две установки первичной переработки (АТ-6 и АВТ-4 общей мощностью 34,5 тыс. тонн, или около 70% от всех доступных мощностей по первичной переработке). Если эти установки будут остановлены на несколько недель, это может привести к сокращению переработки в России на 4,3–4,7% и снизить производство бензина на 4–4,3%. Учитывая остановку установки АВТ-6 на Нижегородском НПЗ, производство бензина может снизиться на 8–9% относительно обычного уровня», — считает эксперт.
Если ремонт установок будет длительными, баланс на рынке бензина может оказаться достаточно напряженным, полагает Кондратьев. Но если установки возвратятся к работе до сезона высокого спроса (в мае-июне) влияние на рынок будет ограниченным.
Что касается Новошахтинского НПЗ, то его остановка, вероятно, не окажет значимого влияния на внутренний рынок, считает эксперт. Предприятие работало в основном на экспорт и не выпускает товарного бензина и дизельного топлива, отмечает он.
По данным самого Новошахтинского НПЗ, в 2023 году завод переработал около 4,8 млн. тонн нефти. При этом бóльшую часть нефтепродуктов предприятие отправило на экспорт — 4,1 млн тонн, отгрузив на внутренний рынок только 603 тыс. тонн.