Бизнес, 13 апр 2015, 21:42

«Мостотрест» рассказал о кризисе на рынке строительства дорог

«Мостотрест» назвал низкой конкуренцию в дорожном строительстве в отчете по итогам 2014 года. Строительных компаний в сложном финансовом положении все больше, но сам «Мостотрест» нарастил чистую прибыль почти в три раза
Читать в полной версии
Фото: ТАСС

​Положительный результат

Чистая прибыль группы «Мостотрест», крупнейшим акционером (38,6%) которой является компания Marc O’Polo Investments (68,5% принадлежит Игорю Ротенбергу), выросла по сравнению с 2013 годом в 2,7 раза, до 6,1 млрд руб. по МСФО, говорится в сообщении компании. Выручка за минувший год увеличилась на 29%, до 150,5 млрд руб., за счет увеличения объемов строительства, отмечает «Мостотрест». Показатель EBITDA у​величился на 63% по сравнению с прошлым годом, до 15,4 млрд руб.

В отчете отмечается, что компания чувствует себя уверенно: суммарная стоимость работ группы по заключенным строительным договорам по проектам превышает 350 млрд руб. Доля рынка «Мостотреста» выросла до 13,4% по сравнению с 9,9% в 2013 году.

Компания увеличила объем капитальных вложений на 21% по сравнению с 2013 годом. Объем денежных средств и их эквивалентов за вычетом долга на конец 2014 года составил 21,2 млрд руб. за счет авансов от заказчиков. На начало 2015 года «Мостотрест» заавансирован на 39% от годового объема работ, говорится в материалах компании.

В 2014 году компания сдала раньше срока три объекта: обход Вышнего Волочка в Тверской области — пятый этап новой скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва — Санкт-Петербург», автомобильную дорогу М-11 «Нарва» на подъезде к морскому торговому порту Усть-Луга, эстакаду на вылетных магистралях Москвы — Можайское шоссе и открыла движение на концессионном участке трассы в Одинцово (15-й 58-й км). В отчете отмечается, что это повысило рентабельность проектов и снизило инфляционные риски.

Кризис в отрасли

Несмотря на то что результаты компании за прошлый год, согласно отчету, улучшились, ситуация на рынке в целом стала только хуже. «Мостотрест» отмечает, что динамика рынка строительства транспортной инфраструктуры в прошлом году была отрицательной и составила минус 4%. Среди причин снижения активности окончание олимпийских строек, приостановка строительства компаниями, попавшими в сложное финансовое положение, сдвиг сроков конкурсов по третьей-четвертой очередям ЦКАД и седьмому-восьмому лотам трассы М-11.

В отчете отмечается, что растет количество компаний, попавших в трудное финансовое положение, вследствие чего некоторые проекты приостанавливаются, а государство тратит дополнительные ресурсы на привлечение новых подрядчиков для их завершения. Кроме того, из-за кризиса крупные банки приостановили выдачу банковских гарантий и стараются ограничить объем средств, выдаваемых строительным компаниям. Кредитные ресурсы стоят дорого, а уровень фактической инфляции превысил ту, которая заложена в проектах, говорится в материалах «Мостотреста».

«Мостотрест», будучи крупным игроком в отрасли, в полной мере разделяет все риски влияния сокращения количества компаний на отрасль в целом, сказал РБК представитель компании. Это неизбежно приведет к риску остановки крупных проектов, добавил он. «Каждый крупный проект — это десятки специализированных компаний. Очевидно, что их реализация невозможна силами одного подрядчика», — отмечает собеседник РБК. Остановка существующих проектов из-за банкротства подрядчиков ведет к временным потерям государства из-за необходимости привлекать новые силы на завершение проектов, объясняет он, добавляя, что следствие такой ситуации — снижение динамики рынка.

Две стороны медали

По словам аналитика «ВТБ Капитала» Кевина Уайта, основные конкуренты «Мостотреста» на рынке дорожного строительства — «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, «Стройгазконсалтинг» бизнесменов Руслана Байсарова и Зияда Манасира и «Трансстрой», ранее принадлежавший «Базовому элементу» Олега Дерипаски (сейчас 55% принадлежит бизнесмену Егору Андрееву). Впрочем, «Трансстрой» в последнее время теряет долю дорожного рынка, добавляет Уайт.

Представитель дорожно-строительной компании «Автобан» согласен с оценкой состояния рынка «Мостотрестом»​. Времена сейчас действительно непростые, говорит он. Ощущение, что количество игроков на рынке может убавиться, есть, добавляет собеседник РБК. Представители «Трансстроя» и «Стройгазконсалтинга» отказались от комментариев.

Собеседник РБК в одной из крупных строительных компаний сказал, что еще одна серьезная проблема — то, что на рынок транспортного строительства приходят непрофильные компании из смежных отраслей, например нефтегазового и жилищного строительства — «Стройтрансгаз», «Стройгазмонтаж», «Стройгазконсалтинг», «Мортон» и т.д. Ситуация в экономике меняет конъюнктуру рынка, банкротятся компании, которые специализируются на транспортном строительстве, а накопленный опыт теряется, сетует источник. По его словам, катализатором стала Олимпиада — она показала неэффективное ценообразование и несовершенство законодательства.

Кевин Уайт считает, что у такой ситуации на рынке для крупных игроков есть две стороны. «Низкая конкуренция — это хорошо для сильных компаний, в частности «Мостотреста», но в этой ситуации есть подводные камни: например, в прошлом году компании пришлось выполнять работы за своих субподрядчиков, когда они не успели в срок», — говорит он. Если субподрядчики будут разоряться, это может сказаться на «Мостотресте», добавляет аналитик.

По словам Уайта, кризис и сокращение бюджетных расходов будут отрицательно влиять на компанию. Рентабельность упадет как минимум на 1 процентный пункт, но дальше им будет легче отвоевать этот показатель, говорит он.

Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Второй «пузырь доткомов»: как может выглядеть крах ИИ
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство