Поставщики борются с задержкой оплаты товара магазинами до 100–150 дней
В конце апреля состоялось заседание комиссии по применению Кодекса добросовестных практик (КДП) — документа саморегулирования российского ретейла, среди участников были операторы сетевых магазинов и поставщики. Как следует из протокола заседания (есть в распоряжении РБК), сети не должны затягивать сроки оплаты поставки, при этом стороны договорились, что теперь не смогут диктовать друг другу сроки изменения стоимости товаров.
Комиссия установила, что отсчет срока оплаты товара должен начинаться с момента приемки товара. При этом сети не смогут затягивать оплату поставщикам, ссылаясь на недочеты в документах. По закону оплата отгруженного товара регламентируется законом о торговле, а сроки зависят от категории продовольственных товаров. Например, продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем десять дней, подлежат оплате в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня приемки сетью. А продовольственные товары со сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная в России, должны быть оплачены не позднее чем через 45 календарных дней со дня приемки таких товаров.
Как пояснил глава национального союза производителей молока Союзмолоко Андрей Даниленко, зачастую поставщик получает деньги только тогда, когда представленные им документы удовлетворят сеть. «Формально они не нарушают закона о торговле: просто возвращают документы с помарками, якобы нечитаемыми буквами или с формулировкой «ваши документы не соответствуют требованиям». «Подобным хулиганством занимаются мелкие и средние игроки», — говорит Даниленко. По данным участников рынка, получение денег поставщиком за уже отгруженный и реализованный товар может затянуться до 100–150 дней. Ретейлеры, в том числе региональные сети, при таком пробеле в законодательстве пользуются возможностью «кредитоваться» за счет поставщиков, уходя от штрафов антимонопольной службы.
Как рассказал РБК один из крупных российских производителей, злоупотребления возникали по причине отсутствия конкретного списка документов, необходимых для оплаты товаров. «Перед истечением срока оплаты товара сеть может указать поставщику на нехватку какого-либо документа, дождаться его получения и начать отсчет периода отсрочки с этой даты по новой, а затем, когда второй срок будет подходить к концу, придраться к недостатку еще какого-либо документа и уже по третьему кругу начать отсчитывать срок отсрочки платежа», — описывает собеседник РБК.
Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов заявил РБК, что окончательная версия протокола заседания комиссии еще не была разослана всем участникам и поэтому его еще рано обсуждать. Подлинность протокола РБК подтвердили несколько участников совещания. Члены АКОРТ X5 Retail Group и «Дикси» не предоставили комментариев.
Всем ретейлерам, входящим в АКОРТ («Магнит», X5, «Дикси», «Лента», «О’кей», «Ашан», Metro и др.), придется соблюдать все положения кодекса. Ранее игроки рынка договорились, что, подписывая договор поставки, обязуются подписать дополнительное соглашение с обязательством применять в текущей работе КДП.
Теперь торговая сеть должна в течение пяти дней после получения товара и пакета документов направить поставщику уведомление о необходимости внесения тех или иных корректировок в документах, а поставщик в последующие пять дней обязан предоставить исправленные документы сети. «При этом оплата товара должна происходить в срок, изначально установленный договором. Если этот срок истек, то оплата товара должна произойти не позднее чем через десять дней после получения ретейлером исправленных документов от поставщика», — поясняет заместитель председателя правления ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров Руспродсоюз Дмитрий Леонов.
Второе важное решение, принятое комиссией в апреле, — запрет на установку моратория на изменение цен. «Некоторые торговые сети прописывают в договоре, что поставщик может направлять им предложение по изменению цены не чаще, чем раз в сто дней, но бывает и наоборот, когда крупный поставщик ограничивает региональную сеть», — рассказал собеседник РБК из числа участников заседания. Теперь подобные практики признаются комиссией недобросовестными.
Даниленко считает, что мораторий для сетей на изменение цен, с одной стороны, облегчит жизнь поставщикам, но с другой стороны, эти нормы работают и в обратную сторону: поставщик может подавать заявку на повышение цен, но сети будут иметь возможности ее не принять.
Кодекс добросовестных практик разрабатывался 2011 года на базе Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка, в его подготовке участвовали Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет федеральные торговые сети), Национальная мясная ассоциация, ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров Руспродсоюз, национальный союз производителей молока Союзмолоко, «РусБренд», а также объединения малого и среднего бизнеса. Положения кодекса, подписанного крупнейшими ретейлерами и большинством отраслевых ассоциаций поставщиков, предусматривают применение процедур, не прописанных в федеральном законе. Например, в кодексе прописан срок согласования изменения цены, который не должен превышать 45 дней, а также дается двухнедельный срок, чтобы выразить свое несогласие с обоснованием изменения цены. В документе прописаны сроки уведомления о выводе продукции из ассортиментной матрицы, закреплено положение о том, что до момента официальной даты вывода продукции стороны должны выполнить все взаимные обязательства.
Некоторые положения кодекса могут войти в текущий закон «О торговле». В марте первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил внести изменения в законодательство, которые бы сделали обязательными и для ретейлеров и для поставщиков достигнутые в КДП договоренности.