Прокуроры нашли причину роста цен на продукты в России
Генпрокуратура отчиталась о проведении проверки соблюдения законодательства в сфере ценообразования в магазинах компаний розничной сетевой торговли. Как говорится в сообщении на сайте надзорного ведомства, в ряде случаев были установлены факты нарушений, которые оказали влияние на рост цен на продукты. Прокуроры проверяли исполнение законов крупными оптовыми компаниями, а также производителями продовольствия, действия которых оказывают влияние на рост цен в розничной торговле.
«Выявлены случаи совершения недобросовестных действий, ведущих к росту цен на реализуемую продукцию, включая ценовые сговоры», — говорится в сообщении. На основании материалов прокурорских проверок территориальные органы ФАС России возбудили дела о нарушении антимонопольного законодательства на рынках сахара, мяса птицы, свинины, хлеба, яйца куриного.
Региональные прокуратуры проверяли сетевые магазины на предмет спекуляций с 20 по 23 января по распоряжению генпрокурора России Юрия Чайки. Четких инструкций, какие именно нарушения искать, у проверяющих не было. В Самарской области сотрудники прокуратуры сравнили цены августа и декабря 2014 года и обнаружили, что капуста, огурцы и перец подорожали на 353%, 544% и 654% соответственно. По результатам проверки прокуроры обратились в местное управление Федеральной антимонопольной службы.
К административной ответственности также были привлечены виновные в нарушении порядка ценообразования на продукцию в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также на детское питание. Какие именно компании виновны в сговоре, не уточняется. В Татарстане и Удмуртии правоохранительные органы заподозрили компании в ценовом сговоре. В сетях Удмуртии — «Ижтрейдинг», «Вкусный дом» и других — почти одновременно значительно поднялись цены на яйца, сахар, гречневую крупу, капусту и прочие продукты, установили тогда проверяющие.
Надзорное ведомство подчеркнуло, что проверки способствовали понижению цен на ряд продовольственных товаров — в результате крупнейшие розничные ретейлеры «заморозили» цены на отдельные социально значимые продукты.
В начале марта российские ретейлеры заморозили цены на корзину из социально значимых товаров на два месяца. С соответствующей инициативой выступила Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ). Ее поддержали торговые сети «Магнит», X5 Retail Group, Metro Cash&Carry, «Лента», «Ашан» и «Дикси», «O'Кей», «Глобус», «Билла», Selgros, «Вестер» и «Утконос». Программа была одобрена Федеральной антимонопольной службой.
По данным Росстата на апрель 2015 года, годовая инфляция в России составила 16,4%, на март – 16,9%.
В апреле несколько российских ретейлеров решили продлить программу заморозки цен на социально значимые продукты. В частности, о таком намерении сообщили представители «Ашана», «О’Кей» и Selgros. Директор по внешним коммуникациям «Ашана» Мария Курносова сказала, что торговая сеть продлит заморозку цен до конца июня.