Война санкций, 13 сен 2022, 00:00

Эксперты сообщили о падении рынка лизинга в России почти на 20%

Наибольшее падение зафиксировано в сегменте морских судов, в меньшей степени оно затронуло лизинг автомобилей, строительной и дорожной техники, говорится в исследовании рейтингового агентства «Эксперт РА»
Читать в полной версии
Фото: Леся Полякова / РИА Новости

Рынок лизинга в России в первом полугодии 2022 года сократился на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 770 млрд руб., говорится в исследовании рейтингового агентства «Эксперт РА», подготовленном при участии Объединенной лизинговой ассоциации (есть у РБК).

«Подобная динамика во многом является отражением текущего состояния инвестиционной активности бизнеса вследствие ухудшения геополитической обстановки и введения санкций западными странами», — указывают авторы исследования.

В связи с разрывом логистических цепочек и уходом из России крупных производителей лизинговая отрасль столкнулась с дефицитом техники и ростом ее стоимости. На сектор также оказало влияние повышение весной 2022 года ключевой ставки ЦБ, что привело к подорожанию лизинговых услуг, отмечается в исследовании. Похожая ситуация складывалась при введении коронавирусных ограничений в 2020 году — тогда за первые полгода рынок упал на 22% по сравнению с предыдущим годом.

Сегмент корпоративного лизинга (авиатранспорт, ж/д техника, морские и речные суда) сократился на 30%, этому способствовало сокращение объемов нового бизнеса с морскими и речными судами на 94% и авиатранспорта на 14%. Санкции остановили передачу иностранными производителями судов в лизинг, а зарубежные порты прекратили обслуживать их, в связи с чем российские судовладельцы сократили планы по наращиванию и обновлению флота. Сокращение объемов лизинга самолетов связано с введением ограничений на полеты российских авиакомпаний, что привело к снижению у них потребности в новых лайнерах, поясняется в исследовании.

Меньшее сокращение объема нового бизнеса (под новым бизнесом имеется в виду стоимость переданных клиентам предметов лизинга в течение рассматриваемого периода без НДС) агентство зафиксировало в розничном сегменте — на 15%, что почти вдвое меньше, чем в корпоративном, который более подвержен влиянию санкций. Наибольшее сокращение в розничном сегменте пришлось на автолизинг (на 17%), что объясняется общим падением продаж новых легковых автомобилей на 56% из-за усиления дефицита и роста цен после ухода иностранных автопроизводителей из России.

Объем лизинга строительной и дорожной техники сократился на 6%, не такое сильное падение объясняется поддержкой за счет реализации нацпроектов («Жилье и городская среда», «Безопасные качественные дороги»), а также тем, что лизинг такой техники во многом представлен производителями из дружественных стран.

В середине сентября правительство выделило более 100 млрд руб. на повышение устойчивости экономики, включая поддержку авиации, судоходства и промышленности. Так, авиаотрасль получит 25 млрд руб. на поддержку программы логистики, а также 15 млрд руб. на расширение производства пассажирских лайнеров МС-21. На программу льготного лизинга морских судов выделили 15 млрд руб.

Ранее 100 млрд руб. из федерального бюджета выделили авиакомпаниям, в том числе на возмещение расходов на аренду и лизинг самолетов и двигателей, их страхование, ремонт и т.п.

Pro
Внутренняя ротация IT-специалистов. Когда это поможет удержать лучших
Pro
Денежная масса пошла вниз. Запустит ли это снижение ключевой ставки
Pro
Поцелуй дементора. Почему даже один нытик разрушает работу команды
Pro
Как получить купонный доход и номинал корпоративных еврооблигаций
Pro
«Каскад девальваций». Почему Китай ослабляет юань и к чему это приведет
Pro
Топ-менеджеру платят в среднем от ₽10 млн в год. Как нанять эффективного
Pro
Возможен ли мир без наличных и грозит ли их исчезновение России
Pro
Экс-работник требует пересчитать зарплату. Когда отказ сочтут незаконным