Шишкарев и «Росатом» получили паритет в управлении группой «Дело»
Почему бизнесмен решил поделиться операционным контролем«Росатом», владеющий 49% транспортно-логистической группы «Дело», получил половину мест в ее совете директоров. Об этом сообщил основатель и крупнейший акционер «Дела» (51%) Сергей Шишкарев в кулуарах Восточного экономического форума (ВЭФ), передает корреспондент РБК.
«Мы меняем структуру совета директоров на равное участие с двух сторон», — отметил бизнесмен. По его словам, соответствующее дополнительное акционерное соглашение было подписано в августе 2023 года. «Мы договорились, за что я очень благодарен, о более активном участии «Росатома» в управлении компанией. Я сам, как акционер, на это пошел», — добавил он.
Хотя «Росатом» получил половину мест в совете директоров, доля госкорпорации в «Деле» все равно остается на уровне 49%. Госкорпорации также досталось 50% меств советах директоров двух ключевых компаний группы — крупнейшего в России железнодорожного контейнерного оператора «Трансконтейнер» и ведущего оператора портовых терминалов Global Ports. «Объединение опыта и экспертизы «Росатома» и группы «Дело» направлено на создание логистического лидера международного уровня, это поможет обеспечению устойчивых цепей поставок для развития экономики и решения стратегических задач России», — утверждает пресс-служба госкорпорации.
В группу компаний «Дело», которую Шишкарев основал в 1993 году, входят стивидорные, контейнерные и железнодорожные активы. В нее входят девять морских терминалов мощностью 3,9 млн TEU (аналог 20-футового контейнера) в год, а также 47 железнодорожных контейнерных терминалов мощностью 3,7 млн TEU в год. Группе также принадлежит 13 морских судов, контейнерный парк вместимостью 234 тыс. TEU и 40 тыс. фитинговых платформ.
Почему Шишкарев поделился контролем с «Росатомом»
О том, что «Росатом» станет совладельцем группы «Дело», стало известно в конце 2019 года вскоре после того, как она выиграла аукцион по продаже «Трансконтейнера», обойдя структуры миллиардеров Романа Абрамовича и Владимира Лисина. Тогда группа предложила за контроль в контейнерном операторе 60,3 млрд руб., что было почти вдвое выше стартовой цены (36,16 млрд руб.).
В декабре 2020 года «Росатом» приобрел 30% «Дела» за 29,9 млрд руб. и получил опцион на выкуп еще 19% группы. «К моменту начала переговоров «Росатом» уже активно вел работу в направлении по созданию логистики под СМП (Северный морской путь; «Росатом» является его оператором. — РБК), и это, очевидно, требовало привлечения логистических компетенций. При этом вариант — самостоятельно выстраивать это направление — это долго и дорого, поэтому вариант партнерства и стал приоритетным», — объяснял источник РБК.
Опцион, позволивший госкорпорации увеличить долю в «Деле» до 49%, был реализован досрочно в августе 2022 года. Сумму этой сделки стороны не раскрыли, но указали, что вырученные средства группа использует для снижения долговой нагрузки. Увеличение доли «Росатома» направлено на дальнейшую реализацию стратегии «Дела» по развитию новых бизнес-направлений, увеличение присутствия в логистической отрасли как одной из приоритетных сфер развития в неатомном сегменте, сообщала пресс-служба транспортной компании.
«Росатом» получил два из шести мест в совете директоров «Дела»: по данным СПАРК на декабрь 2021 года, их заняли первый заместитель гендиректора «Русатом Карго» по операционной деятельности Борис Капорцев и заместитель директора «Атомэнергопрома» Екатерина Ляхова. Более поздних данных нет. Теперь у госкорпорации должно быть три из шести мест в совете, следует из слов Шишкарева. Но бизнесмен, по его словам, сохранит за собой пост председателя совета директоров.
В октябре 2022 года сообщалось о том, что в совете директоров «Трансконтейнера» у «Росатома» было четыре из девяти мест: их заняли Ляхова и три других топ-менеджера госкорпорации. Еще пять мест оставалось у представителей группы «Дело». Шишкарев не уточнил, как будет достигнут паритет с «Росатомом» в этой компании. РБК направил запросы представителям «Дела» и «Трансконтейнера».
По словам основателя «Дела», у группы по мере роста бизнеса появилась потребность в опыте «Росатома» как крупной госкомпании с отлаженными подходами в управлении: «У них есть свои практики. У нас частное начало, и я развивал компанию, но сегодня компания стала настолько большой, что опыт госкорпорации, их управленческие методики, которые мы через них можем получить, и другие компетенции, сегодня они просто необходимы». «С точки зрения развития меня сотрудничество с «Росатомом» только вдохновляет. Оно комфортное», — сказал Шишкарев.
Куда будет инвестировать «Дело»
Общий объем инвестиций с момента создания группы «Дело» в развитие терминалов и инфраструктуры составляет 130 млрд руб., сообщил Шишкарев. До 2030 года она планирует нарастить более чем в два раза — с 630 тыс. TEU до 1,7 млн TEU — мощность одного из крупнейших стивидорных активов на Дальнем Востоке, Восточной стивидорной компании (ВСК; «дочка» Global Ports). Она владеет контейнерным терминалом в морском порту Восточный в Находке. В проект модернизации и расширения терминала будет вложено «под 100 млрд руб.», рассказал бизнесмен.
Для этого в прошлом году была куплена дополнительная площадка, прилегающая к территории ВСК, уточнил журналистам гендиректор УК «Дело» Дмитрий Паньков. «Там предусматривается поэтапный ввод, будет построено два контейнерных причала, площадки для складирования контейнеров и модернизированная, и современная железнодорожная инфраструктура», — сказал он.
Другой масштабный проект группы на Дальнем Востоке — компания «Сахалинское морское пароходство» (SASCO), владеющая 13 морскими судами, которую «Дело» приобрела в августе 2022 года. Ранее Шишкарев говорил в интервью РБК, что планирует вложить «сотни миллионов долларов» в покупку морских судов, чтобы составить конкуренцию крупным мировым игрокам, включая датскую Maersk. Но 13 сентября он не стал комментировать планы по развитию этого актива.
В ближайших планах холдинга, который уже владеет терминалами в Азово-Черноморском, Балтийском и Дальневосточном бассейнах, — приобретение или строительство небольшого контейнерного хаба в Астрахани для запуска маршрута по Каспийскому морю, заявил Шишкарев. «Мы хотим купить или взять что-то уже построенное или самим построить небольшой контейнерный хаб в Астрахани. Дальше хотим строить или покупать флот «река — море», смешанные суда, и заходить на центральный каспийский маршрут», — сообщил он. На первом этапе размер флота может составить четыре судна. Инвестиции в этот проект бизнесмен не назвал.