Бизнес, 13 окт 2014, 21:25

Китайцы заинтересовались поставками поездов для магистрали Москва–Казань

Китайские партнеры РЖД готовы софинансировать проект строительства высокоскоростной магистрали Москва – Казань стоимостью более 1 трлн руб. и локализовать в России производство подвижного состава для нее.
Читать в полной версии
(Фото: ТАСС)

Министерство транспорта РЖД, «Китайские железные дороги» и Государственный комитет КНР по развитию и реформе подписали меморандум о сотрудничестве в области высокоскоростного железнодорожного сообщения. 

Китайские партнеры РЖД хотят создать совместное предприятие для производства высокоскоростных поездов, сообщил президент РЖД Владимир Якунин. «Документ  учитывает желание китайской стороны создать высокотехнологичное СП для производства машин и подвижного состава в области высокоскоростного движения», – цитирует слова Якунина Интерфакс. На прошлой неделе глава РЖД отмечал, что при создании совместного предприятия российская сторона рассчитывает на локализацию производства на территории России. «Мы никакие технологии покупать не будем», – говорил Якунин журналистам в пятницу.

В начале года первый вице-президент РЖД Александр Мишарин говорил журналистам, что возможными инвесторами проекта ВСМ и поставщиками подвижного состава могут стать французский и немецкий консорциумы. Французы – компания Alstom – сотрудничают в России с ЗАО «Трансмашхолдинг» (совладельцы – Искандер Махмудов и Андрей Бокарев). Немецкий консорциум в составе Siemens и Strabag может пойти на конкурс вместе с группой «Синара» Дмитрия Пумпянского.

Высокоскоростная магистраль Москва – Казань

1 трлн руб. – стоимость магистрали

770 км – протяженность магистрали

400 км/ч – максимальная скорость

3,5 часа – максимальное время в пути

2018 год – планируемая дата запуска магистрали

Источник: РЖД

Почти у всех крупных иностранных вагоностроителей в России есть местный партнер, его нет только у китайцев, отмечает представитель РЖД. Проект ВСМ предусматривает высокий уровень локализации производства (более 50%), а значит, китайским производителям будет необходимо найти в России надежную производственную базу либо создать ее с нуля. Один из вариантов – завод в Верхней Пышме Свердловской области, где Siemens совместно с группой «Синара» уже производят скоростные «Ласточки» (Desiro RUS), говорит источник в монополии. При таком серьезном заказе проще будет создать новое производство, чем перезапускать старое, считает источник в одной из вагоностроительных компаний. По условиям тендера компании-победителю будет необходимо построить от 23 до 100 высокоскоростных поездов, уточнил представитель РЖД.

В Китае есть две крупные компании, специализирующиеся на производстве поездов, – China CNR Corporation (СNR) и China South Locomotive & Rolling Stock Corporation (CSR). Поезда, которые строят компании, способны развивать скорость до 380 км/ч. Кроме России китайскими высокоскоростными поездами интересуются в США, Бразилии, Таиланде, Малайзии и Сингапуре, говорится на сайте CSR. Обе китайские компании торгуются на Гонконгской бирже и показывают хорошие финансовые результаты. По результатам первого полугодия 2014 года CSR увеличила чистую прибыль на 56,3%, до $424,5 млн, а CNR – на 43%, до $391,9 млн. Пресс-службы обеих корпораций на запросы РБК не ответили. 

Кроме подвижного состава для китайских партнеров будут интересны инвестиции и в инфраструктуру: финансовая модель проекта ВСМ «Москва – Казань» предполагает, что инвесторы получат 15% годовых, сказал представитель РЖД. Проектная стоимость магистрали превышает 1 трлн руб. Проект состоит из четырех участков: Москва – Владимир, Владимир – Нижний Новгород, Нижний Новгород – Чебоксары, Чебоксары – Казань. Только участок Москва – Владимир будут строить РЖД при поддержке государства, в том числе за счет средств ФНБ и Пенсионного фонда, а остальные будут профинансированы за счет концессий, где и потребуются средства инвесторов. Федеральный бюджет планирует вложить в проект 380 млрд руб. В строительство хотят привлечь и кредиты, средства ОАО «РЖД», а также дополнительные субсидии на этапе строительства. 


Как РЖД ищет деньги на ВСМ Москва – Казань
 
Август 2012 года
 
Через Казань пройдет высокоскоростная магистраль (ВСМ), которая свяжет Москву и Екатеринбург, говорит президент РЖД Владимир Якунин.
 
Июнь 2013 года
 
РЖД подали заявку на 150 млрд руб. на строительство ВСМ Москва – 
Казань в Фонд национального благосостояния (ФНБ).
 
Сентябрь 2013 года
 
Проект подвергается критике министра экономического развития Алексея Улюкаева. Проект «исходит из определенных гипотез о пассажиропотоке, которые неочевидны», заявляет чиновник.
 
Ноябрь 2013 года
 
Правительство отклоняет заявку РЖД на средства ФНБ. Деньги пойдут на другие нужды, заявляет вице-премьер Игорь Шувалов.
 
Январь 2014 года
 
Премьер-министр Дмитрий Медведев заявляет, что стройка ВСМ может быть отложена до «более энергичной экономической ситуации». Это «очень удобный, но дорогой» транспорт, говорит глава правительства.
 
Март 2014 года
 
РЖД проводят road-show проекта ВСМ. В нем принимают участие потенциальные инвесторы из Италии, Испании, Франции, Германии, Китая, говорит первый вице-президент РЖД Александр Мишарин.

 

Pro
Купил на компанию в лизинг автомобиль для личного пользования. В чем риск
Pro
Какие офисы в Москве еще поднимутся в цене
Pro
Как не потерять связь со взрослыми детьми. И восстановить, если так вышло
Pro
Деньги делают человека счастливым, доказали ученые. Но есть нюанс
Pro
Почему не всем надо расти по карьерной лестнице. И куда тогда стремиться
Pro
«Классический пузырь». Что будет с ценами на жилье в России до конца года
Pro
Короли показателей: как финансовые директора обкрадывают компании
Pro
«Ради этого я встаю по утрам»: как понять свою мотивацию в работе