Эксклюзивы РБК, 13 ноя, 13:25

Российскую нефть ESPO впервые с 2022-го начали продавать в КНР с премией

Российская нефть ESPO впервые с 2022-го торгуется в Китае с премией — $0,7 за баррель к эталону Dubai, подсчитали в ЦЦИ. Эксперты связывают это с сильным спросом на основном для марки рынке, но не ожидают продолжительной динамики
Читать в полной версии
(Фото: Юрий Смитюк / ТАСС)

Российская нефть ESPO (ВСТО) снова торгуется на основном для нее рынке Китая с премией, рассказали РБК в Центре ценовых индексов (ЦЦИ). Подобная ситуация была типичной до 2022 года, но не наблюдалась при сравнении с ближневосточным бенчмарком Dubai уже около двух с половиной лет.

Согласно последним расчетам ЦЦИ, премия ESPO к Platts Dubai на базисе CIF (в порту потребителя) в Китае достигла около $0,7 за баррель. «Последние 2,5 года наблюдался дисконт [к Dubai], но в конце октября премия вернулась», — констатирует аналитик центра Давид Мартиросян.

При этом премия на ESPO ранее уже фиксировалась по отношению к бенчмарку Brent, хотя такое сравнение менее типично. Так, в конце сентября для китайского рынка она составляла $0,2–0,5 на базисе DES (поставка в порт без растаможивания) и наблюдалась впервые с ноября 2023 года, сообщало агентство Reuters.

Почему возник дисконт

Легкая и малосернистая ESPO — премиальная российская марка, поэтому до 2022 года, как правило, торговалась с премией. Традиционно привязка ее стоимости осуществляется к ближневосточному бенчмарку Dubai, тогда как нефть основного отечественного сорта Urals продается дешевле и сравнивается с Brent.

Однако из-за геополитической ситуации с 2022 года российская нефть торгуется с дисконтами к мировым бенчмаркам. На базисе FOB (в порту отгрузки) они складываются из стоимости транспортировки товара (фрахта), скидки на CIF (в порту покупателя) и прочих переменных (например, конвертация валюты или маржа трейдера). Скидка на CIF, в свою очередь, учитывает качество нефти и политический риск на конкретном рынке.

Тем не менее изменения наблюдаются и на базисе FOB Козьмино, откуда отправляются партии ESPO. Хотя марка там по-прежнему продается с дисконтом, показатель обновил минимум последних нескольких лет. По данным на 6 ноября, он составил $1,9 за баррель, резко сократившись к предыдущей неделе на 17,7%. Это произошло, несмотря на снижение стоимости ESPO на FOB на 2,1% за неделю, до $70,3 за баррель. Ставка фрахта в Китай уменьшилась на 1,4%, до $2,3 за баррель, что также свидетельствует о премии на рынке потребителя, отмечают в ЦЦИ.

Ранее скидка на FOB Козьмино для марки в среднем по месяцу минимально достигала $2,6 за баррель, этот уровень был зафиксирован в марте 2024-го, показывают данные ЦЦИ. В то же время премия в дальневосточном порту в последний раз наблюдалась только в феврале 2022 года, составив тогда $2,23 за баррель, после чего в марте сменилась дисконтом к Dubai, сразу в размере $14,28 за баррель.

Основная причина сложившейся динамики кроется в высоком спросе со стороны китайских НПЗ, объясняет Алексей Белогорьев, директор по исследованиям Института энергетики и финансов (ИЭФ). Причем речь идет как о независимых нефтепереработчиках, так и, например, о государственной Sinopec. Дополнительным стимулом стало снижение в этом году поставок в Китай арктических российских сортов Novy Port, ARCO и Varandey. В ЦЦИ добавляют, что поддержку премиальным продажам ESPO могло оказать и сокращение закупок иранской нефти.

«ESPO — наиболее востребованный в Китае российский сорт из-за его высокого качества и, что не менее важно, короткого транспортного плеча», — рассуждает Белогорьев. За марку с КНР сейчас конкурирует только Индия, однако транспортные издержки при поставках этой нефти на индийский рынок выше и при текущих ценах для НПЗ страны этот сорт не привлекателен. «Рост спроса на ESPO в Индии, наблюдавшийся этим летом, был связан с вялым потреблением в Китае, что позволило увеличить дисконты. Но при высоком спросе на китайском рынке интерес к ESPO со стороны Индии резко снижается», — говорит эксперт.

Тем не менее, считает Белогорьев, премия вряд ли удержится долго, в том числе поскольку на ее формирование повлияли относительно низкие ставки фрахта и некоторое проседание отгрузок. С учетом прогноза по снижению спроса в Китае на фоне плановых ремонтов НПЗ говорить об устойчивости такого тренда трудно, согласен Мартиросян. «Плюс внимание сейчас приковано к будущей политике [избранного президента США Дональда] Трампа. Если будут ведены пошлины на импорт нефти, за исключением Канады, то Саудовская Аравия будет вынуждена диверсифицировать поставки на рынки Азии», — рассуждает он.

Что это значит для российских компаний

Конкуренция за нефть типа ESPO среди китайских нефтепереработчиков, особенно независимых малотоннажных НПЗ с примитивной технологией переработки, всегда была довольно высока, замечает Максим Малков, руководитель практики по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Kept. Но в последние месяцы она увеличилась в связи с запуском нового крупного завода Yulong Petrochemicals. «Новый завод мощностью около 400 тыс. барр./сутки адаптирован именно под этот сорт нефти и будет закупать ее большие партии регулярно», — ожидает он.

При этом аналогичная ситуация с образованием премии может сложиться и вокруг нефти Sokol, поставляемой с Сахалина, предполагает старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Рональд Смит. Что касается Urals, то эта марка, которая экспортируется из более дальних по отношению к Азии портов на Черном и Балтийском морях, все же в большей степени подвержена санкционному давлению, говорит эксперт.

В свою очередь, сорт ESPO с самого начала военной операции торговался с заметно меньшим дисконтом, чем Urals, так как его поставки не требовали изменения логистики, напоминает Сергей Кауфман, аналитик ФГ «Финам». «А продажа более премиального сорта не только напрямую позитивно влияет на выручку, но и повышает маржинальность, так как налоги в России считаются исходя из более дешевого сорта Urals», — добавляет он. Основными же поставщиками этой марки являются «Роснефть» и «Газпром нефть», отмечает эксперт.

Читайте РБК в Telegram.

Pro
«Удивить всех с первой попытки». Как Чжан Имин разбогател за счет TikTok
Pro
Американская зависть. Кто и зачем запустил миф о гибели экономики Европы
Pro
ИИ в роли CEO: опыт российской компании и итоги эксперимента
Pro
Баффет, Линч, Сорос — все эти инвесторы переиграли рынки. Что они поняли
Pro
Как мировая экономика угодила в ловушку планируемого устаревания товаров
Pro
Основатель Askona: «Хочешь убить в себе предпринимателя — иди учиться»‎
Pro
«Волна дефолтов уже в 2025-м». Как ключевая ставка в 21% угрожает бизнесу
Pro
Признайтесь, это вас раздражает: 7 грехов корпоративной переписки