«СТС Медиа» купила права на показ в России сериала «Молодой Папа»
О том, что «СТС Медиа» выкупил права на эфирную премьеру первого и пока единственного сезона популярного сериала «Молодой Папа», РБК рассказал источник в медиахолдинге. Сериал выйдет на телеканале «Че» (принадлежит «СТС Медиа») 16 апреля — на Пасху, которая в этом году совпала по дате у католиков и православных христиан.
Гендиректор телеканала «Че» Лев Макаров подтвердил РБК приобретение прав у компании FremantleMedia на этот сериал. По его словам, показ популярных зарубежных премьер — «важная составляющая новой стратегии телеканала». Ранее на «Че» уже стартовали сериалы «Как избежать наказания за убийство» и «Мистер Робот», в дальнейшем планируется еще ряд эфирных премьер, но «особняком стоит «Молодой Папа», отмечает он.
«Такая стратегия успешна и с точки зрения бизнес-показателей. Стоимость показа таких сериалов сравнительно невысока, что позволяет нам как каналу значительно повышать показатели по рентабельности», — говорит Макаров. Цена одного показа качественного западного сериала для «Че» сейчас ниже, чем расходы на покупку отечественного контента (разница в цене составляет 20–30%), поясняет он. Час западного сериала также в целом дешевле, чем час кинопоказа. В то же время они демонстрируют сходные аудиторные показатели. По данным источника РБК в медиахолдинге, прогнозируемая рентабельность «Молодого Папы» на треть выше общеканальной.
Доля телеканала «Че» в целевой аудитории (25–49 лет) снизилась до 1,63% против 1,93% годом ранее, сообщил телеканал в январе. По данным медиахолдинга, с 2017 года начнется «реализация новой стратегии развития канала», по итогам которой «СТС Медиа» ожидает роста аудиторных показателей.
Сериал «Молодой Папа» итальянского режиссера Паоло Соррентино рассказывает о жизни вымышленной фигуры — американского кардинала, впоследствии понтифика Пия XIII (его сыграл Джуд Лоу), который становится одним из самых молодых римских пап в истории в возрасте 47 лет. Премьера прошла на канале Sky Atlantic в Италии и Германии 21 октября 2016 года, 24 октября — на Canal+ во Франции, затем в Швеции, Великобритании, Польше. В январе 2017 года сериал увидели в США и Канаде на канале HBO. «Молодого Папу» называют самым дорогим сериалом, снятым в Италии. Бюджет его первого сезона, который состоит из десяти эпизодов, составил $45 млн. Компания FremantleMedia продала права на трансляцию сериала в более чем 80 стран мира. В Италии «Молодой Папа» стал самым популярным в истории платного телевидения — его посмотрели около 950 тыс. человек. В США он был менее успешен: первую серию увидели 960 тыс. зрителей, а в дальнейшем показатели снизились до 400 тыс.
«Молодого Папу» неоднозначно восприняли в кругах католической и консервативной аудитории, поскольку он содержит сцены насилия. Соррентино критиковали в зарубежной прессе за продвижение темы абортов, свободной любви и эвтаназии. При этом официально Ватикан никак не отреагировал на сериал.
Почему сериалы не заменят большое кино
Мировые премьеры в российском эфире
В январе 2017 года «Первый канал» показал премьеру четвертого сезона популярного британского сериала «Шерлок» с Бенедиктом Камбербэтчем и Мартином Фриманом. Сериал шел в эфире телеканала с задержкой на одну минуту от мировой премьеры. Телеканал РЕН ТВ с 2013 года показывал первые пять сезонов культового сериала «Игра престолов», а в апреле 2016 года одновременно с мировой премьерой в России стартовал его шестой сезон — первая серия появилась на онлайн-сервисе «Амедиатека» в русской озвучке.
Иностранный эфир
По данным Mediascope, в целом число сериалов зарубежного производства (не считая совместных) в прайм-тайм (17:30–23:30) эфира российских телеканалов в 2016 году снизилось на 20% по сравнению с 2015 годом. Хотя телесмотрение иностранных сериалов в целом выросло: средняя доля в 2016 году составила 2,9% против 2,2% в 2015 году. При этом на телеканале «Че» средняя доля просмотров зарубежных сериалов в 2016 году снизилась до 0,8% (в 2015 году она достигала 1,2%). В 2015 году самую большую среднюю долю из иностранных сериалов на канале «Че» показал «Граф Монте-Кристо» (германо-итало-французского производства). В 2016 году — белорусский сериал «Покушение» (средняя доля составила 0,9%), а также американские «Фарго» и «Во все тяжкие» (по 0,8%).
Как правило, цена за одну серию иностранного сериала может составить $5–20 тыс., говорит представитель одной из крупных продакшен-компаний. Покупка зарубежного контента обычно эффективна для телеканала, при этом сериал «Молодой Папа» — явно не массовый продукт, но аудитория у него есть. «Значит, менеджеры телеканала увидели, что он будет эффективным», — отмечает собеседник РБК. За последнее время наиболее эффективным сериалом, по его мнению, стал турецкий «Великолепный век», который шел на канале «Домашний». «Не все рынки одинаковые, но если сериал в десяти странах сработал, то шансы, что он работает в одиннадцатой, хорошие», — отмечает он.
Генпродюсер телекомпании НТВ Тимур Вайнштейн подтверждает, что купить зарубежный сериал всегда дешевле, чем производить собственный. Но он также указывает на проблему с зарубежным контентом. «Зритель предпочитает российских актеров и понятных героев, поэтому в эфире у тройки лидеров ТВ-каналов («Первый канал», «Россия 1», НТВ) доминируют наши сериалы», — отмечает он. По данным Mediascope, средняя доля просмотров отечественных сериалов на российских телеканалах в прайм-тайм составила в 2016 году 5,8%, тогда как зарубежных — 2,9%.
Более того, он уверен, что отечественные картины по качеству давно и успешно конкурируют с западными. В качестве примера он называет предстоящую премьеру сериала «Охота на дьявола» с Сергеем Безруковым, приобретением прав на который уже «заинтересовались несколько территорий». «Российские каналы стали активнее производить отечественные сериалы и выходить с ними на зарубежные рынки», — добавил Вайнштейн. Одним из самых известных выходов на иностранные рынки в прошлом году стала продажа прав на сериал «Мажор» (правообладатель — компания «Среда» Александра Цекало) американской Netflix. «Но история с «Мажором» — это пока единичные сделки», — отмечает представитель российского медиахолдинга. По словам собеседника РБК, поскольку в России пока отсутствует полноценная индустрия по производству сериалов, инвестировать в «хороший продукт с потенциалом выхода на внешние рынки» могут себе позволить или крупные продюсерские группы, или крупные телеканалы.