Бизнес, 14 фев 2024, 13:55

Банк «Траст» продал долю в ОВК с убытком для себя в ₽20 млрд

Сделка по продаже контрольного пакета в Объединенной вагонной компании оказалась убыточной для «Траста», сообщил его предправления Александр Соколов. Банку пришлось выйти из актива преждевременно в том числе из-за санкций
Читать в полной версии
(Фото: Михаил Гребенщиков / РБК)

Банк непрофильных активов «Траст» вышел из Объединенной вагонной компании (ОВК) с убытком в 20 млрд руб., сообщил журналистам глава кредитной организации Александр Соколов.

«По ОВК у нас дельта отрицательная, порядка минус 20 млрд руб.», — сказал он, имея в виду разницу между стоимостью актива на момент его поступления на баланс «Траста» и ценой продажи.

Соколов объяснил убыток тем, что актив был продан досрочно, а сама сделка прошла по нестандартной процедуре.

«ОВК продавалась не через аукцион, это была прямая сделка, и аргументы тому: это системообразующая компания, которая занимает 75% рынка грузового вагоностроения <…>, и она была продана досрочно по причине возможных технологических рисков, связанных с дефицитом оборудования. Мы вышли из нее раньше, чем планировали: изначально мы планировали с этой компанией работать до конца 2026 года, и это было бы ровно так, если бы не санкционный режим и крайняя чувствительность к технологическим рискам», — пояснил предправления «Траста».

«Траст» вошел в состав акционеров ОВК летом 2019 года — бумаги были переданы по отступному в счет задолженности «Открытие Холдинг» перед банком. В дальнейшем «Траст» наращивал долю в компании.

С каким результатом «Траст» продавал другие активы

Согласно презентации Соколова, в 2023 году «Траст», помимо ОВК, продал четыре крупных актива — контрольный пакет в банке «Точка», нефтедобывающие компании «Инга» и «Транс-Ойл», лизинговую компанию «Балтийский лизинг» и производителя картона «Кама». Все активы были реализованы с прибылью для банка. Например, пакет в «Точке» при продаже был оценен в 2,5 раза дороже изначальной стоимости приобретения «Трастом» (41,5 млрд руб. против 16,4 млрд руб.). «Балтийский лизинг» «подорожал» примерно вдвое — был получен «Трастом» за 13,7 млрд руб., а продан за 26,9 млрд руб.

«Траст» продал контрольный пакет (93,6%) в Объединенной вагонной компании в декабре 2023 года. «Проданы и акции, и кредитные обязательства [ОВК] — все вместе», — напомнил Соколов. По его словам, сделка была денежной, ее сумму он раскрыть отказался, как и покупателя актива. Ранее в интервью РБК топ-менеджер объяснял нежелание называть покупателя ОВК соображениями «важности этой сделки для государства», но уточнял, что «инвестор профильный».

До продажи ОВК «Траст» фактически санировал компанию через допэмиссию акций, отметил Соколов: «Мы конвертировали часть долга в капитал, соответственно, оздоровили компанию. Сформировали больше 90% акций на балансе и вместе с долгом продали, чтобы покупателю не надо было заниматься санацией. Чтобы покупатель занимался развитием производства, обеспечением стабильности грузоперевозок в Российской Федерации».

Что такое ОВК

ОВК, основанная в 2012 году группой ИСТ Александра Несиса, — это крупнейший в России производитель грузовых вагонов повышенной грузоподъемности. Активы холдинга представлены Тихвинским вагоностроительным заводом, машиностроительным предприятием «ТихвинХимМаш», предприятием по производству специализированных грузовых вагонов «ТихвинСпецМаш», НПЦ «Пружина», лизинговой компанией Rail 1520 и др.

В 2015-м компания провела IPO на Мосбирже, а потом неоднократно проводила SPO. Организатором размещений выступал банк «Открытие», и в результате акции ОВК оказались на балансе самого банка и структур, которые связаны с его акционерами или банками «московского кольца» (Бинбанк, Промсвязьбанк). В 2017 году «Открытие» и другие участники «московского кольца» попали под санацию Центрального банка. Тогда же из-за ухудшения внешней конъюнктуры и отмены госсубсидий ухудшились и финансовые результаты ОВК. К тому моменту изначальный собственник и инвестор ICT Group Ltd вышел из капитала компании, ключевым акционером и кредитором ОВК стало «Открытие», а потом актив перешел к «Трасту».

В качестве нового владельца ОВК источники отраслевого издания Vgudok и РБК называли «Трансмашхолдинг» или Уральскую горно-металлургическую компанию (УГМК), связанные с Андреем Бокаревым, ранее совладельцем этих компаний. В 2022 году Бокарев совместно с партнером Искандером Махмутовым перестал быть контролирующим бенефициаром УГМК, а позже оставил должность и президента ТМХ и вышел из совета директоров компании.

С 1 февраля 2024-го пост гендиректора ОВК заняла Ирина Ольховская, с 2019 года работавшая директором по портовым и железнодорожным проектам УГМК. Как уточнили в компании, Ольховская — «эксперт по вагоностроению, а также по портовым и железнодорожным проектам» и по-прежнему является гендиректором ООО «Универсальная логистика», которое управляет «Восточным портом» и «Ростерминалуглем» (еще в 2022 году эти проекты находились в периметре УГМК или ее экс-акционеров, но затем сменили владельцев). В УГМК сделки ее бывших акционеров не комментируют.

Pro
Зумеры пытаются «прокачать» сон: что такое sleepmaxxing
Pro
Куда едут цифровые кочевники со всего мира — 7 стран
Pro
5 ошибок пар, которые мешают прожить вместе 20 лет и больше
Pro
Тщетный зов. Почему релоканты не вернутся после заключения мира
Pro
Свобода выбора переоценена: почему возможность выбирать не всегда полезна
Pro
На заводах Volkswagen хотят производить БТР. Реанимирует ли это компанию
Pro
Почему растет рынок беспроводной зарядки для электромобилей
Pro
Почему из спорщиков получаются лучшие менеджеры по продажам