Бывший завод Nissan в Петербурге вернулся в госсобственность
Почему потребовалась смена владельцаБывший завод Nissan в Санкт-Петербурге («Автозавод Санкт-Петербург»), которым с 2023 года владел АвтоВАЗ, «вернулся государству». Об этом на конференции аналитического агентства «Автостат» сообщил вице-президент по продажам и маркетингу автопроизводителя Дмитрий Костромин.
«Санкт-Петербург», который пришел к нам в конце 2022 года, в 2023-м, сейчас, насколько вы знаете, мы его обратно отдали государству. Теперь это самостоятельная единица заводская», — сообщил он.
По данным источника РБК, близкого к российскому производителю, завод вернулся в собственность государственного автомобильного и автомоторного института НАМИ (подведомственен Минпромторгу). НАМИ же в 2022 году и выкупил завод у Nissan за символическую цену с опционом обратного выкупа в течение шести лет, сообщал Минпромторг.
Три собеседника РБК на авторынке отмечают, что смена собственника завода необходима для ухода от санкционных рисков. АвтоВАЗ «с новым китайским партнером Chery готовит завод к перезапуску», говорит один из собеседников. Он отметил, что в дальнейшем завод или останется в госсобственности и на площадке организуют контрактную сборку для Chery, или же НАМИ передаст завод китайской стороне в оперативное управление.
РБК направил запрос в пресс-службу Минпромторга. Представители НАМИ, АвтоВАЗа и самого завода отказались от комментариев.
X-cross
АвтоВАЗу актив (99% долей завода) перешел в феврале 2023 года. В июне на заводе началась сборка автомобилей под брендом LADA X-cross 5 (ребрендинговый китайский FAW Bestune T77). Запустить продажи производитель обещал к концу 2023 года, но это так и не состоялось.
В начале 2024 года президент АвтоВАЗа Максим Соколов сообщил, что всего было собрано 170 автомобилей: «Они разошлись по корпоративным клиентам, я парочку взял себе, передвигаюсь по Тольятти».
В конце января «Автозавод Санкт-Петербург» представил новый бренд будущих автомобилей, которые планируют собирать на площадке — XCITE. Отмечалось, что завод перезапустят «в сотрудничестве с международными партнерами». Старт продаж намечен на весну 2024 года, отмечал представитель завода. Дмитрий Костромин на конференции «Автостата» в среду уточнил, что модель X-cross 5 «находится в дальнейшей проработке».
Что происходит с производством АвтоВАЗа
Кроме бывшего завода Nissan в контур АвтоВАЗа входят заводы в Тольятти и Ижевске. На последний в 2023-м было перенесено производство флагманской Vesta (перенос из Тольятти объяснялся планами значительно расширить выпуск этой модели). «На этой неделе мы возобновили выпуск Lada Vesta в долгожданной модификации с практически новым двигателем 1,8 л и АКПП. А в целом нашим советом директоров поставлена задача выпустить 500 тыс. автомобилей в 2024 году», — напомнил президент АвтоВАЗа Максим Соколов в среду в своем выступлении на пленарной сессии Дня промышленности на ВДНХ.
В мае этого года ожидается запуск производства восстановленных модификаций Lada Largus с двигателем внутреннего сгорания, а также запуск серийного производства электрических e-Largus в Ижевске. В сентябре в Тольятти начнут выпуск удлиненных Vesta под брендом Lada Aura (автомобиль уже окрестили машиной для российских чиновников). В 2025 году компания рассчитывает вывести на рынок автомобиль нового поколения — преемника «народной» Granta под названием Lada Iska, также сообщил Соколов. В 2026 году АвтоВАЗ презентует новый кроссовер: «Таких кроссоверов 30 лет не выпускал наш автопром. Он будет тоже на новой платформе, следующем шаге развития платформы Vesta».
Что происходит с продажами АвтоВАЗа
После ухода западных автоконцернов (в 2022–2023 годах рынок покинули Renault, Nissan, Toyota, Mercedes-Benz, Volkswagen, Kia и Hyundai) АвтоВАЗ смог нарастить рыночную долю до 35% (по итогам 2023 года). В компании отмечали, что это рекордный показатель за последние два десятилетия. В 2022 году доля составляла 27%, а в 2017–2021 годах держалась на уровне 20–21%. Общие продажи Lada в прошлом году составили 352,6 тыс. машин.
Но одновременно на рынок стали активно выходить китайские автоконцерны, причем как за счет импорта, так и за счет организации сборочных производств на опустевших заводах. На экс-заводе Renault («Москвич») теперь собирают перелицованные автомобили китайской JAC Motors. С этим же производителем на площадке в Елабуге (Татарстан) работает и «Соллерс»: с ноября 2022 года там выпускаются фургоны Sollers Argo и Sollers Atlant. На своей площадке во Владивостоке (бывшее совместное предприятие с Mazda) компания в сентябре 2023 года запустила производство пикапа на базе JAC T6. Около 12 различных китайских моделей в легковом сегменте собираются на мощностях калининградского «Автотора» — BAIC, SWM и KAIYI.
В результате по итогам прошлого года на продажи китайских брендов пришелся 51% рынка (по оценке «Автостата»), на российские — 33%. По данным на январь 2024 года, на «китайцев» приходится уже 60% автопродаж в России, отметил в среду на конференции агентства его исполнительный директор Сергей Удалов.
В целом рынок легковых автомобилей в 2023 году вырос на 69%, было продано 1,06 млн новых машин. Более половины продаж пришлось на три марки — LADA, китайская Chery и китайский Haval.
Локализацию китайских брендов в России сдерживает несколько факторов, отмечает Александр Васильев, директор группы по обслуживанию компаний автомобильной промышленности компании ДРТ (бывшая Deloitte). Во-первых, пока экономически выгоднее сбывать импортные автомобили: «Даже повышение утилизационного сбора (произошло летом 2023 года. — РБК) в текущей конъюнктуре рынка не так драматично повлияло на экономику компаний, чтобы у них в срочном порядке встала задача локализации в России». Но есть и другие причины — это и существенные инвестиции, которые потребуется вложить для разворачивания производства, и условия «приземления» технологий в России. «Кто-то, вероятно, рассматривает и репутационные риски, ограничивая ассортимент авто в связи с их представлением на западных рынках. С другой стороны, в связи с уходом с рынка локализованных игроков встал вопрос о судьбе автозаводов и о возможности их скорейшего перезапуска. На каких-то китайские компании уже привлечены как основные партнеры, на других — уже публично заявлялись аппетиты китайских брендов, вопрос локализации постоянно рассматривается китайскими игроками», говорит Васильев.
На санкционные риски указывает и управляющий директор Frank Auto Ирина Франк. «Некоторые компании, прямо скажем, не хотят попасть под санкции из-за сотрудничества с Россией». Кроме того, несмотря на то что некоторых китайских автопроизводителей привлекает Россия, наш рынок для них пока не является приоритетным из-за малых по меркам Китая объемов продаж. Когда популярность китайских машин и отношение населения к ним изменится в лучшую сторону, то разговоры о локализации станут более актуальными, отмечает эксперт.