Протест дальнобойщиков, 14 апр 2016, 07:01

Минфин объяснил законность введения сбора с дальнобойщиков

Вызвавшая протесты дальнобойщиков плата за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам не противоречит Конституции, считает Минфин. Это не налог, а сбор, и правительство могло его ввести самостоятельно
Читать в полной версии
Фото: Пётр Ковалёв для РБК

В четверг, 14 апреля, Конституционный суд (КС) рассмотрит запрос депутатов Госдумы от КПРФ о соответствии Конституции системы сбора платы с тяжелых грузовиков. Обращение подписали 92 депутата партии. КПРФ утверждает, что плата является налогом, но введена не федеральным законом, а постановлением правительства, что противоречит 57-й статье Конституции. 

Минфин в отзыве в КС (есть у РБК) отвергает обвинения. По мнению министерства, собираемая плата является сбором, а не налогом, а сборы могут устанавливаться нормативным актом правительства.

Поясняя неналоговую природу сбора, Минфин пишет, что для платы за проезд ​характерна свобода выбора, не свойственная налоговому платежу. Налог обязателен к уплате, а перевозчики могут выбрать любой способ перевозки грузов, в том числе не пользоваться большегрузными автомобилями и не платить сбор. Еще один аргумент ведомства: за неоплату проезда предусмотрен штраф, а неуплаченный налог все равно нужно заплатить. ​

Источник в Минфине подтвердил РБК содержание письма. Представитель ведомства пока не ответил на запрос РБК.

Свои отзывы в КС направили и другие органы власти и общественные организации, например Минюст и Торгово-промышленная палата (ТПП).

Минюст также не считает «Платон» налогом и полагает, что он не противоречит Конституции. В отзыве ведомства говорится, что Конституция не мешает правительству устанавливать ставки подобных платежей, но лишь «при определенных условиях». Эта оговорка содержится и в отзыве Минфина, однако сути ни одно из ведомств не поясняет.

ТПП также пишет, что сбор не противоречит Конституции, так как не является налогом. ​

Собирать плату с 12-тонников за проезд по федеральным трассам начали 15 ноября 2015 года, он взимается через систему «Платон». Проезд 1 км федеральной трассы стоит 1,53 руб. Система стала причиной  недовольства водителей по всей стране: на массовые акции протеста вышли дальнобойщики в 40 регионах.

Планировалось, что в 2016 году бюджет получит от введения системы сбора платы через «Платон» 39,5 млрд руб. (при тарифе 3,06 руб. за километр). Однако в середине марта министр транспорта Максим Соколов заявил, что поступления составят «немногим более 20 млрд руб.». Это связано с тем, что в феврале правительство приняло решение продлить льготный тариф на неопределенный срок и отменить его индексацию. За обслуживание и создание системы государство должно выплачивать концессионеру — «РТ-Инвест Транспортные системы» (на 50% принадлежит Игорю Ротенбергу, еще на 50% — бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха»)  — по 10,6 млрд руб. в год.

На 11 апреля через «Платон» было собрано 6 млрд руб., в системе зарегистрированы 688 тыс. пользователей.

Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника